Познавательные процессы

Другая психология » Психика и познание » Познавательные процессы

Страница 2

Верхний абсолютный порог ощущения - максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, - едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения - это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов. К нарушением ощущений относятся: гиперстезия, гипестезия, парестезия, сенестопатия, анестезия.

Восприятие - отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков.

Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений, с отнесением их к определенной категории.

Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа.

Восприятие обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в качестве исходных при его опознании.

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения между частями и свойствами предмета, то одним из физиологических механизмов восприятия является образование условных рефлексов на отношения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, действующих в определенной последовательности, то ответная реакция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от своеобразия связи раздражителей, их соотношений.

Одним из основных физиологических механизмов восприятия является образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей между анализаторами.

Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигнальной системы. Благодаря слову воспринимаемые предметы приобретают смысл.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Существуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятие делится на непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), произвольное.

Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специфики объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и удаленности; восприятие человека человеком, восприятие речи и т.п.).

Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность (учебную, трудовую), но оно может выступать и в качестве самостоятельной деятельности. Планомерное, специальное, организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса называется наблюдением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Предпринимательская активность в структуре индивидуальности
Исследования проблем активности в русле теории интегральной индивидуальности достаточно условно можно разделить на два направления: теоретическое и теоретико-экспериментальное. Первое из них связано с концепцией метаидивидуального мира Л. ...

Проблемы создания семейных пар в студенческие годы
Образование полноценной семьи в студенческие годы является наиболее значимой проблемой названного возрастного периода, так как в это время происходит бурное комплексное развитие и становление личности студента. Как показывает практика у б ...

Определение навыка, его формирование
Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения» (С.Л. Рубинштейн). Однако сама проблема навыка ...