Познавательные процессы

Другая психология » Психика и познание » Познавательные процессы

Страница 5

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память подразделяется на непроизвольную и произвольную.

Среди свойств памяти выделяют объем, т.е. количество предметов, которые за определенное время способен запомнить человек; точность воспроизведения; быстроту запоминания; длительность сохранения усвоенного; готовность памяти (способность быстро вспомнить то, что требуется) и пр.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Мнемические процессы - совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминание, воспроизведение, забывание и пр.

Разделяют процесс представления и его интегральный продукт - вторичный образ. Понятие вторичный образ означает, что представления производны от первичных образов восприятия, поэтому представление может рассматриваться не только как отдельный познавательный процесс отражения действительности, но и как форма воспоминания, поскольку в момент представления происходит извлечение из памяти первичных сигналов. Выделяют два вида образов представлений. Образы представления первого вида есть результат психического отражения объектов, отсутствующих в поле восприятия в актуальный момент времени, но имевших место в прошлом перцептивном опыте. Такие образы еще называют репродуктивными или, иначе, представлениями памяти. Ко второму виду относятся образы, составленные из элементов различных первичных образов. Именно благодаря комбинированию образа из элементов прошлых перцептов становится возможным выходить за пределы непосредственно воспринимаемой реальности и воображать несуществующие в действительности объекты. Однако, в любом случае, представление опирается на те знания об объектах, которые хранятся в памяти. Вторичный образ аккумулирует признаки эталонированных в памяти первичных образов. На основе представлений строится портрет класса объектов, тем самым обеспечиваются условия перехода от собственно перцептивной деятельности к понятийно-логическому отражению. Основная сложность исследования представлений заключается в невозможности прямого соотнесения объекта представления и вторичного образа. Вторичные образы характеризуют неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики. Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и разви ...

Вывод
Можно выделить конфликтный тип личности, который характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые наме ...

Ранний возраст
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными варианта ...