Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение, затем информация сохраняется в памяти или забывается.
Запоминание - специально организованная деятельность заучивания.
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний.
Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т.е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
Само сохранение - это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т.д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную; она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие (эффект реминисценции).
Успешность запоминания зависит: от степени завершенности действий запоминания, от интересов и склонностей личности, от эмоционального настроя, от волевого усилия по запоминанию.
Технологии развития памяти - мнемоника, мнемотехника (запоминание посредством создания ассоциаций).
Виды нарушения памяти:
амнезия - нарушения памяти на события;
гипомнезия - врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление памяти;
гипермнезия - гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения;
парамнезия - обман памяти при нарушении сознания, среди которых выделяют обманы по типу "уже виденного" (криптомнезии), по типу смешения следов памяти (контаминации), по типу появления ложных воспоминаний, имеющих повторный xapaктер (эхомнезии).
Мышление - это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира. Существуют традиционная, содержательно-генетическая теория мышления и т.д.
Существуют следующие виды мышления: теоретическое (понятийное и образное), практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное), творческое. К качествам мышления относятся: быстрота, критичность, творчество, любознательность.
Читайте также:
Вводные замечания по профессиографическому анализу
Организация – это социальная система, созданная для выполнения задач, которые людям, действующим в одиночку, выполнить не под силу. Эти задачи образуют две большие категории: производство какого-либо продукта и предоставление какой-либо у ...
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений
детей подросткового возраста
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики.
Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и разви ...
Влияние взаимоотношения матери и ребёнка на психологическую готовность
девушки к материнству
Изучение психологии материнства – одна из мало разработанных наукой областей. Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовер ...
Навигация сайта