Мысль - мыслительный акт, часть процесса мышления или же его результат, содержание, продукт мышления.
Интеллект (лат. intellectus - ум, рассудок) - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятии, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания.
Речь является основным средством человеческого общения. Мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, а, обмениваясь мыслями, добиваются взаимопонимания. Язык - это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессах познания действительности и общения между людьми. Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны.
Мышление осуществляется совокупностью различных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации. Существуют разные способы развития мышления.
Разновидностью мышления является техническое мышление.
Нарушения мышления - нарушения в выполнении интеллектуальных операций, обусловленные различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития.
Существует следующая классификация нарушений мышления: по темпу, стройности, целенаправленности, продуктивности, интеллекта, врожденные, приобретенные.
Нарушения мышления классифицируются в зависимости от нарушений речи (речь - продолжение мышления).
Выделяют следующие нарушения речи:
афония (от греч. a отрицат. частица и рhоne звук) - потеря голоса при сохранении целостной речи, возникающая в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах).
аграфия (от греч. а отрицат. частица и grapho пишу) - нейропсихологическое нарушение, характеризуется потерей способности к письму при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма.
афазия (от греч. a отрицат. частица и phasis высказывание) - системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р. Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К. Вернике в 1874 г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает акустикомнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает оптикомнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. При поражении зоны третичной коры теменновисочнозатылочных отделов левого полушария (у правшей), возникает семантическая афазия, впервые описанная Г. Хэдом в 1926 г., в основе которой лежат дефекты симультанного анализа и синтеза. При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает афферентная моторная афазия, впервые описанная О. Липманом в 1913 г., в основе которой лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. При поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей) возникает эфферентная моторная афазия, впервые описанная П. Брока в 1861 г., в основе которой лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов. При поражении средне и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникает динамическая афазия, впервые описанная К. Кляйстом в 1934г., в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.
Читайте также:
Психологические защиты и их связь с социальной адаптацией
Наиболее современным определением понятия психической адаптации нам представляется следующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свой ...
Соц. психологические аспекты соц. безопасности
То есть каждый гражданин должен иметь доступ к легальной информации, может использовать информацию в целях своего всестороннего развития, и защищать информацию, связанную с личной безопасностью гражданина. Таким образом, полностью игнорир ...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важным показателем интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе является характеристики развития его мышления и речь. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированн ...
Навигация сайта