«Я, каким кажусь себе»?

Страница 2

А сейчас, мне бы хотелось более подробно остановиться на рассмотрении вопроса о психологических проблемах детей

, проживающих в различных условиях (дети из школ – интернатов, лишенных родительского попечительства и дети из массовых школ).

w Образ Я

С

равнивая содержание Я

у воспитанников интерната и учащихся массовой школы, обнаружилось, что только в той части, которая касается взаимоотношений подростка с другими людьми, оно сходно. Это, по-видимому, отражает сензитивность подросткового возраста к данной проблематике, так как для подростков общение со сверстниками, равна как и перестройка взаимоотношений со взрослыми. При детальном анализе здесь нашлись различия. Школьники, как правило, акцентируют внимание на тех своих качествах, которые помогают или мешают им стать хорошим другом, на своих умениях, я точнее неумениях, трудностях в понимании других людей. У воспитанников интерната такие темы совершенно непопулярны. Сравнение образа Я в данном аспекте создает впечатление, будто воспитанники детского дома более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это не так. Они значительно более инфальтильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих. В образе Я

это, в частности, ярко проявляется в том, что если школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против опеки и контроля, то и интернате в качестве ценности выделяется прямопротивоположное – признание необходимого контроля над собой. При сравнении самооценок подросток обращает внимание на себя то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом. Основой для такой самооценки служат отрицательные нравственные качества («злой», «грубый», «врун», «непослушный», «ленивый», «полный эгоист»). У школьников, как правило, отношение к себе положительное, а самооценка обычно носит весьма сложный характер, включая общее принятие – неприятие себя по типу «Я себя люблю – я себя не люблю»,

оценки своих отдельных умений, достижений, недостатков, а также оценки своего характера как чего-то относительно автономного от Я

, с чем подросток ведет борьбу, воспитательную работу и т.п. Типичным высказыванием может служить: «Я хороший, умный и добрый человек, но у меня просто невыносимый характер; больше всего в моем характере мне не нравится его вспыльчивость и вредность, поэтому я воспитываю свой характер».

w Любовь к себе

Психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе – одна из важнейших, базовых потребностей человека. На психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, Я – концепция, высокая самооценка и т.д. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве в своем имеют негативную Я – концепцию, не уверены в себе. Как показывают исследования, при наличии устойчивой негативной Я – концепции у человека возникает так называемый дискомфорт успеха, когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят. Дискомфорт успеха объясняются тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное. В психологии есть такое понятие – идентичность, или самоидентичность. Имеется при этом в виду чувство тождества самому себе, чувство постоянства своего Я. Самоидентичность, чувство Я, формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у «семейных» детей.

w Самоидентичность

Центральный кризис идентичности – кризис подросткового возраста. Главным его симптомом считается обостренность, аффективная значимость чувства Я. Как показали данные, у воспитанников интерната это чувство Я практически не выражено. Если разделить высказывания о себе, даваемые подростками в самоописаниях на три категории: 1)

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Что же такое личность
Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»: “Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических харак ...

Сходство игры и художественного творчества
Игра и творчество реализуют сущностные способности человека .В игре реализуются сущностные свойства человека. Игра представляет собой такую форму жизнедеятельности ребенка, природа и специфика которой состоит в реализации, актуализации су ...

Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции
Христианская мораль – основа европейской культуры ХIХ века и основной источник теории Фрейда. Базисное понятие христианской морали – понятие о первородном грехе, которому подвержены все, включая младенцев. Мне приходилось держать в руках ...