«Я, каким кажусь себе»?

Страница 4

w Профессиональное самоопределение

Подростковый возраст – последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому. Различия социальных ситуаций развития подростков из массовой школы и их сверстников из интерната обуславливается не только тем, что одни дети воспитываются в семье, а другие – вне семьи, в детском учреждении интернатного типа, но и занимаемым ими неодинаковым «местом в системе доступных им общественных отношений». Важная сторона временной перспективы и у подростков из школы, и у подростков из интерната – представление о будущей профессии, однако их формирование идет разными, по существу противоположными путями. В интернате подростки часто не указывают какую-то конкретную профессию, а говорят, например, так:

«Я бы хотел получить хорошую специальность». Для учеников массовой школы подобное совершенно не характерно. Это может свидетельствовать о том, что учащиеся массовой школы более ориентированы на содержательную сторону выбираемой профессии и меньше задумываются об ее материальной стороне, а выпускники интерната демонстрирует более практичное отношение к данному вопросу. В интернате намного чаще встречаются высказывания, связанные с желанием иметь в скором или более отдаленном будущем материальные ценности: часы, велосипед, автомашину, много денег и т.д.

w Половой вопрос

Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развертывают свою половую жизнь. Причиной этого избыточного возбуждения (гиперсексуальности) является невозможность для детей в современной противоречивой социальной и педагогической среде использовать свою энергию по правильным, творческим, радующим ребенка путям. Моментом, благоприятствующим чрезмерно раннему половому развитию, является повышенная врожденная общая возбудимость ребенка (повышенная эмоциональность, реактивность). Большую роль играет также и раннее, социально-половое подражание половой жизни окружающих (при скученности семьи в одной комнате или в условиях беспризорности). Гиперсексуальные дети часто отличаются повышенной невропатичностью, неуровнавешанностью, что объясняется как отрывом их от многих областей окружающей повседневности.

w Феномен «мы»

У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» – чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственная сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы детей, живущие в интернате, чаще всего также обособлены: они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам: из – за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании; из – за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

Страницы: 1 2 3 4 

Читайте также:

Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации — это открытая форма существования про­тиворечий интересов, возникающих в процессе взаимодействия лю­дей при решении вопросов производственного и личного порядка. Предтечей конфликта в организации являет­ся социаль ...

История возникновения представлений о бессознательном
Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать ...

Мотивы обучения и профессионального развития
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней ...