Детство
– период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.
Мне кажется, чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная.
Но вместе с тем никуда не деться от фактов. Мне бы хотелось бы привести данные одного из массовых обследований, проведенного НИИ физиологии детей и подростков АПНСССР. Среди воспитанников интернатов преобладают дети, родители которых лишены родительских прав (68%
); одиноких родителей (8%
); родителей, отказавшихся от своих прав при рождении ребенка (7%
); недееспособных родителей по болезни и родителей, находящихся в заключении (соответственно 7
или 4%
); сироты и подкидыши (5
или 1%
).
Таким образом, в детских домах и школах – интернатах большинство составляют дети, имеющие родителей, но или больных и недееспособных, или в основном тех, которых государство лишило родительских прав.
Вообще, лишение родительских прав в нашей стране возможно только по решению суда и только в тех случаях, когда «родители (или один из них) уклоняются от своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими правами, либо оказывают на детей вредное влияние» (5, стр. 4). Часто причиной лишения родительских прав становится вовлечение ребенка в противоправные поступки в качестве жертвы, или невольного соучастника (изнасилования, хулиганство). По некоторым данным, лишение родительских прав в 88%
случаев связано с тяжелым алкоголизмом обоих родителей.
Сказанное мною выше означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья, с учетом отягченной наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях составляют по существу «группу риска».
Это также подтверждается данными обследования, о котором упоминалось выше. Результаты комплексной оценки состояния здоровья воспитанников школ – интернатов показали, что среди них практически отсутствуют здоровые дети и подростки с нормальным развитием и уровнем функционирования организма (1 группа здоровья). Воспитанники, имеющие функциональные отклонения (2 группа здоровья), составляют до 10%
в 1 – 3 и до 30%
в 4 – 8 классах. Наиболее многочисленной (до 70%
) является 3 группа, в которую включены учащиеся, имеющие хронические заболевания в компенсированном состоянии. Воспитанники с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации составляют около 10%
и относятся к 4 группе. Для сравнения – в массовой общеобразовательной школе 4 группа здоровья встречается лишь в единичных случаях.
В школе – интернате эту группу составляют в основном воспитанники, имеющие тяжелые нарушения психоневрологической сферы. В 1 классе к 4 группе здоровья отнесено до 1/3 детей. У них имеются существенные отклонения в физическом развитии. Наблюдается его дисгармоничность, один из показателей которой – низкий (ниже среднего рост), отмечающийся у 59%
воспитанников младших классов интернатов и 36%
подростков 10 – 16 лет, и нарушения осанки у 55%
детей младших классов. У 43%
первоклассников обнаружены остаточные проявления рахита (деформация костей черепа и грудной клетки) и т.п.
Широко распространены (около 90%
случаев) расстройства психоневрологической сферы, а также общая соматическая ослабленность организма. У 10%
воспитанников младших классов отмечаются нарушения в поведении типа психоподобного синдрома; каждый 3 – 5-й ребенок страдает энурезом или другими проявлениями неврозов; у подростков наблюдается патохарактерологическое формирование личности, а также астеноневротические состояния.
Обсуждаемая проблема – считать детей, воспитывающихся вне семьи, здоровыми или больными – чрезвычайно сложная и острая. Однако обе эти крайние позиции игнорируют принципиально важное обстоятельство – специфику психического, или, точнее, психологического, развития детей в учреждения интернатного типа, специфику, которая не определяется по критерию «норма и патология».
В своем реферате, мне бы хотелось подробнее рассмотреть вопрос о том, как влияет на развитие детей нахождение их в школах – интернатах; о роли семьи в воспитании несовершеннолетних; о психологических проблемах детей – сирот, а самое главное о помощи, которая им так необходима.
- Семья. Её влияние на воспитание детей
- Дети из детского дома
- «Я, каким кажусь себе»?
- Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства
- Заключение
Читайте также:
Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
Разработчик и пользователь методик взаимодействуют между собой прежде всего посредством методической литературы. Стандартные требования к оформлению руководства, методических указаний, писем и другой методической литературы приняты в каче ...
Социально-проблемная ситуация как метод формирования
социальной адаптации умственно-отсталых детей
В развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью ...
Профилактика конфликтности в подразделениях ОВД
В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности ...
Навигация сайта