Каждая семья отличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.
Состав семьи и межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки, которые создают определенный тип семьи.
Психиатрической науке детского и подросткового возраста известна зависимость различных отклонений в поведении и характере детей от семейных взаимоотношений и родительского воспитания. Одной из основных причин отклоняющегося от норм поведения подростка является неправильное воспитание в семье. «Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной семье», он является свидетелем конфликтов между родителями, болезненно переживает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда благополучные семьи бросаются в глаза. К неблагополучным семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся следующие их типы: «неполная»семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых воспитанием подростка занимаются прародители (бабушка, дедушка); «конфликтная»семья, в которой существует психологическая напряженность взаимоотношений, семья, в которой мир и согласие держаться на временных компромиссах, в которой в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой; «асоциальная»семья – преобладают антиобщественные тенденции, члены семьи вступают в противоречие с законом; семья с «алкогольным бытом»
– основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков; «формальная»семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи, семейные обязанности выполняются формально; семья, в которой имеется душевнобольные родители
(в таких случаях вообще не создаются условия полноценного развития личности).
Психологические исследования показали, что именно в неблагополучных семьях чаще всего встречаются и неправильные приемы воспитания, которые приводят к нарушениям формирования характера и проблемам поведения подростков. Воспитание по типу безнадзорности наблюдается в неполных семьях, а также в семьях, где родители находятся в конфликтных отношениях или злоупотребляют алкоголем, а иногда ведут и аморальный образ жизни. Причиной безнадзорности может явиться также нежелание родителей уделять внимание и время воспитанию детей, которые рассматриваются как помеха достижению личных эгоистических целей.
У подростков, выросших в условиях безнадзорности, могут наблюдаться трудности поведения, склонность к вредным привычкам (раннее курение, употребление алкогольных напитков и т.д.). Часто отмечается незрелость нравственных установок (чувства долга, ответственность, стремление к добру с неприятием зла и т.п.), что может становиться источником асоциального поведения. У таких подростков, как правило, формируются патологические черты характера в виде повышенной аффектности, возбудимости, несдержанности, в связи с чем, они часто конфликтуют, вступают в драки.
Мне кажется необходимым обратить особое внимание на семьи, которые объединены общим понятием – «полные, формально благополучные».Действительно, при первом знакомстве с такой семьей определяется статус полного семейного благополучия. Однако более пристальное их изучение позволяет вскрыть глубоко запрятанные сложные проблемы. В таких семьях не скрываются принципиальные расхождения в подходе к подростку. Родители непоследовательны в своих требованиях и установок, они не понимают и не стараются понять характерологические особенности своих детей. В связи, с чем воспитательные меры вызывают у подростков различные характерологические и патохарактерологическое реакции. Нередко подросток становится арбитром в сложных, напряженных взаимоотношениях между родителями. Поэтому не удивительно, что именно в этих семьях, согласно полученным данным, за внешней благопристойностью скрываются самые разнообразные типы аморального воспитания. Внешнее семейное благополучие, как правило, дезорганизуют окружающих, педагогов, воспитателей, а сами родители понимают всю серьезность положения лишь тогда, когда нарушенные формы поведения детей ставят их перед необходимостью держать ответ перед различными общественными организациями, в том числе и перед правоохранительными организациями.
Читайте также:
Сходство игры и художественного творчества
Игра и творчество реализуют сущностные способности человека .В игре реализуются сущностные свойства человека. Игра представляет собой такую форму жизнедеятельности ребенка, природа и специфика которой состоит в реализации, актуализации су ...
Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность профессиональной деятельности психолога являются личные качества психолога и его профессиональные умения, корректные д ...
Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет.
В этот ...
Навигация сайта