Память и речь

Память имеет большое общественное и личное значение. Благодаря памяти, накапливается, сохраняется и передается подрастающим поколениям общественный опыт, закрепленный в знаниях, навыках и умениях.

Память – слагаемое интеллектуального потенциала, от которого во многом зависит социально-экономическое развитие страны. Историческая память – необходимый атрибут человека – патриота своей Родины. В личном плане развитая память является важнейшей психологической предпосылкой успешного овладения знаниями, навыками и умениями, определенным видом деятельности.

Что же такое память как психический познавательный процесс?

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком своего личного опыта, того, что он делал, воспринимал, изучал. Физиологическую основу памяти составляет образование, сохранение и актуализация в нужный момент условно-рефлекторных связей.

Основными процессами памяти, как это видно из ее определения, являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание может быть механическим как результат многократного повторения изучаемого материала, без установления каких-либо зависимостей и связей, и осмысленное, когда учебный материал расчленяется на составные части, в каждой из них выделяется и формулируется главная мысль, затем эти мысли объединяются и включаются в систему имеющихся знаний. Экспериментально установлено, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Сохранение изученного материала предполагает дальнейшую его доработку, повторение и практическое применение. Без этого активно будет протекать обратный процесс – забывание. Оно начинается сразу же после восприятия учебного материала и идет все быстрее: так, на пятые сутки в памяти остается только 25% изученного.

Воспроизведение – третий процесс памяти. Оно бывает двух видов: узнавание, которое не может быть показателем знаний, и припоминание, когда изученный материал мысленно воспроизводится без использования каких-либо источников.

Различают следующие виды памяти: а) образная – память на предметы, их внешние признаки; б) двигательная – память на движения; в) эмоциональная – память на переживания; г) словесно-логическая – память на устную и письменную речь, последовательность, логику материала.

В зависимости от участия органов чувств в восприятии того, что человек запоминает, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

Качествами памяти, характеризующими умственное развитие человека, являются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и готовность к воспроизведению в нужный момент.

Воспроизведение изученного материала осуществляется с помощью речи. Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Она тесно связана с мышлением, ибо является процессом обмена мыслями между людьми. Слово выступает компонентом речи, а как носитель понятия является компонентом мышления. Вот почему в речи проявляются интеллектуальные особенности человека.

Речь может быть устной или письменной. Письменная речь располагает большими возможностями: содержательность, устойчивость, графическая выраженность, полнота, развернутый характер, структурная сложность.

Устная речь выступает в виде монолога или диалога. Монолог – речь одного лица, диалог – двух лиц и более. Эффективность диалога во многом зависит от культуры речи собеседников.

Читайте также:

История отечественной конфликтологии
Количественный анализ пуб­ликаций за 70 лет с момента выхода первой работы отечественного автора по проблеме конфликта дал возможность сформировать об­щее представление о характере печатных работ (табл. 2.1). Анализ количества, характера ...

Расстройства настроения и их мозговые механизмы
Изучение расстройств настроения началось еще в Древней Греции (так, термин «мания» был введен Гиппократом). К настоящему времени различают несколько видов аффективных расстройств. В классификации МКБ-10 выделяются депрессивное расстройств ...

Виды и применение индивидуальной психокоррекции ПТСР
Индивидуальная психокоррекция используется, когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; когда ...