Таким образом, семья оказывает влияние на всестороннее развитие детей, прививает им трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, готовность оказать помощь, реализовать свои физические и духовные возможности, вести домашнее хозяйство и т.п. отношение родителей между собой и их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом – незаменимая практическая школа отцовства и материнства для подрастающего поколения. Исследователи подтвердили уже известное положение о том, что неблагоприятная атмосфера в семье и неправильные приемы воспитания могут приводить к нарушению поведения и искажению характера. Именно эти сведения должны стать предметом широкой пропаганды, быть доведены до сведения каждой семьи, – в чем и стоит одна из важнейших задач психопрофилактики.
Депривация
– термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный»; отсюда же и используемое в русском речи слово «приватный».
Таким образом, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, имеющие пагубное последствие. Существенна психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви? Это проявление депривации психологически схожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не входящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.
В зависимости о того, что именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие (5, стр. 30)
Сенсорная депривация
Может возникнуть в жизни, когда по тем или иным причинам человек испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания жизненных условий психологи обычно пользуются понятием «обеднённая среда». В эту среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда вредна для человека в любом возрасте, для ребенка она особенно губительна. Последствия сенсорного голода сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности.
Двигательная депривация
С двигательной депривацией возникает в результате резкого ограничения движения. Например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны – необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка.
Социальная депривация
С ней, например, часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходит ощущение своей нужности обществу и в этом смысле связанности с ним. Подобная форма депривации встречается и у молодых людей. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возникновению депривационного синдрома.
В этой главе я попыталась рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каждый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация являются следствием материнской депривации.
Читайте также:
Профессионально–ценностные установки студентов
Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с лю ...
Сущность межличностных конфликтов
Тип межличностного конфликта, в противовес внутриличностному, организационному, межгрупповому, межнациональному, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами ха ...
Меры, направленные на социальную адаптацию бывшего преступника
Российское уголовно-исполнительное законодательство с целью облегчения процесса социальной реадаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривает следующие социальные гарантии для бывших заключенных. Согласно ч. 1 ст. 180 Уголовно ...
Навигация сайта