Зачатки профориентации можно обнаружить уже в древних цивилизациях. В основном это выражалось в оценке профпригодности, диагностике знаний, умений, способностей.
Основная история профориентации, ее начало, относится к моменту коренных изменений в общественном укладе. К концу 19-го - началу 20-го века относятся первые примеры попыток изучить индивидных и личностных свойств. Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция). Впервые в 1908 году в г. Бостоне Ф. Парсонс организовал профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Отличительной чертой этого бюро было то, что оно не направляло подростков на работу.
Первое бюро профконсультации в России было создано по инициативе В.М. Бехтерева в 1927 году при Ленинградской бирже труда и научно-исследовательском институте по изучению мозга. В дальнейшем эта идея В.М. Бехтерева получила свое развитие в трудах С.Г. Геллерштейна.
Отечественные педагоги и деятели народного образования этого периода, такие как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и другие также рассматривали решение проблемы профориентации учащихся в неразрывной связи с интересами подростков.
В 1932 году вышла книга А.Б. Болтунова «Принципы и система профориентации в школе». Исследование, проведенное им, показало, что профориентационная работа в школьной практике проводилась лишь в выпускных классах. А.Б. Болтунов предложил проводить данную работу на всем протяжении обучения учащихся в школе. При этом он подчеркивал, что она должна осуществляться в учебном процессе.
Заслуживает внимания предложенная им система профориентационной работы с учащимися. Она включала следующие структурные компоненты:
1) профпросвещение (на уроках, беседах, лекциях, встречах с передовиками труда, в процессе экскурсий);
2) профконсультация, основанная на длительном педагогическом
3) наблюдении за учащимися в учебно-воспитательном процессе, а также по
4) следующем медицинском и психотехническом обследовании;
5) профотбор (профподбор) в учебное заведение или на работу на основе профконсультационного заключения;
6) профадаптация, заключающаяся в проверке правильности
7) профконсультационных заключений, выданных учащимся [Пряжникова Е.Ю., 2005, с.43]
Активно претворялась в практике профориентационной работы также высказанная А.Б. Болтуновым идея взаимодействия школы, семьи и профконсультационных учреждений.
В 50-х годах в США была разработана новая теоретическая концепция профориентации - теория профессионального развития. Автор ее - А. Маслоу [Укке Ю.В. 1972,с.11]. В концепции профессионального развития выдвигается идея так называемой самоактуализацией человека.
Значительный вклад в становление концепции профессионального развития внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии - результат процесса развития, по мере взросления ребенка усиливается связь его с реальной действительностью. Д. Сьюпер выделяет несколько качественно отличных этапов профессионального развития. По его мнению, на каждом этапе необходим свой подход к профессиональному развитию личности. Соотнесение этапов профессионального роста с содержанием подготовки на каждом из них показывает, что это прогрессивный длительный процесс, имеющий определенную структуру. В 1952 году Д. Сьюпер сделал попытку разработать единую «Теорию профессионального развития». В ее основе лежат следующие положения:
• люди отличаются друг от друга по их способностям и интересам;
• они обучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами;
• каждая профессия предъявляет свои требования к личности.
• Личность должна отвечать специфическим требованиям профессии, про
• являть упорство в овладении ею, а также уметь взаимодействовать с другими людьми в труде;
• предпочтение человеком данной профессии, его компетентность, общение на работе, профессиональный рост - все подвержено изменениям и ничто не остается стабильным, кроме желания утвердить свое
• «Я». Все это позволяет сказать, что процесс вхождения в профессию - самоутверждающий, изменчивый и длительный;
• этот процесс может быть разделен на стадии жизни;
• тип карьеры определяется социально-экономическим статусом
• семьи индивида, его умственными способностями и личными чертами, а
• также наличием возможности для раскрытия своих способностей;
Читайте также:
Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком ...
Особенности совместимости игроков на примере хоккейной команды
При изучении хоккейной команды как малой группы спортивные психологи обращают свое внимание на исследование совместимости и сработанности игроков в рамках команды в целом, а также в конкретном звене.
Как отмечал Н.Н. Обозов, "совмес ...
Тесты-опросники
Тесты-опросники - это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), о ...
Навигация сайта