Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных «устройств». Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший (смотря, конечно, с какой позиции посмотреть) уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
При исследовании психики и психической деятельности все же важным является исследование глубиной области психики и психического – бессознательного.
Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно говорить, что бессознательное - это противоположное сознанию. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека.
Почему же так важно психика и ее нормальное функционирование?! Возможно, что ответом является одна отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный же опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека.
Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление). Данный аспект также доказывает тот факт, что человек выступает социальным существом, которое не может существовать вне общества. С данной позиции интересным предстает одно из страшнейших наказаний древних греков, применяемое в древности при нарушении законов, как изгнание из города-полиса.
Психическое здоровье человека зависит от огромного количества факторов, ключевым их которых является состояние психики. Психика же человека функционирует во взаимосвязи с физиологией человека, а также с окружающим миром. В данной главе мы попытаемся доказать, что психическое здоровье помимо чисто психологической стороны также зависит и от множества других факторов. А поэтому для того, чтобы достичь состояния психического здоровья у человека и у общества будут требоваться усилия и в других научных областях. Возможно, что материалы данной главы покажут насколько сложной и возможно даже нерешенной является проблема психического здоровья в современном обществе.
То, что человек обладает и физическим здоровьем и психическим как его частью доказывать не стоит, но вот то, как это может проявляться, мы постараемся показать на нескольких примерах.
Читайте также:
Основные подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность:
1. Интеллектуальная — передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т. е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Извест ...
Влияние взаимоотношения матери и ребёнка на психологическую готовность
девушки к материнству
Изучение психологии материнства – одна из мало разработанных наукой областей. Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовер ...
Неосознаваемые побудители сознательных действий
Исследования процессов, относящихся к неосознаваемым побудителям сознательных действий, прежде всего, связаны с именем одного из самых известных психологов XX века — Зигмундом Фрейдом, который создал свою теорию бессознательного. [4, 156] ...
Навигация сайта