Общая характеристика зарубежной конфликтологии

Страница 2

(1863— 1931) — широкий резонанс получили исследования представите­ля чикагской школы Т. Шибутани.По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает актив­ные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматривае­мый период показывает, что они формировались в русле традици­онных направлений психологии, отражая теоретические конст­рукции, свойственные данному течению. Эти подходы стали ос­новой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40—45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна

(1902—1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрас­судкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о на­рушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

· теоретико-игровое (М. Дойч);

· теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

· теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт,

Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко кон­тролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американ­ского социального психолога М. Дойча.

Его концепция представля­ет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе кон­фликта лежит несовместимость целей участников межличност­ного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мо­тивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции [12].

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что кон­фликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследова­тели создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения мо­жет иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними [12]. Ситуа­ция кооперативного обучения дает больший эффект, чем тради­ционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта кон­цепция появилась как альтернатива теории игр и результат кри­тики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет со­бой оригинальную программу исследования стилей конфликт­ного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания уста­новок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избе­гание, компромисс, сотрудничество.

В целом исследователи стремятся к изучению реального пове­дения. В то же время опросные методы, используемые для диаг­ностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение. Опраши­ваемые испытывают трудности в разграничении некоторых кате­горий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценка­ми и оценками экспертов [17].

На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоя­тельное направление по изучению переговорного процесса как час­ти конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследо­вания сосредоточены на решении двух проблем: выявлении со­вокупности условий, способствующих принятию конфликтую­щими сторонами решения приступить к переговорам, и изуче­нии процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наибо­лее разработана технология переговорного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Психодиагностическое заключение
Иногда от психолога требуется представить подробное заключение об особенностях психического и личностного развития ребенка. Такое заключение требует очень подробного обследования, позволяющего сделать вывод о всех основных характеристиках ...

Классификации психодиагностических методик
Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила ...

Процесс развития личности
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Проблема личности в психологии - проблема необъятная ...