Так или иначе, но молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии.
Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:
· самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);
· самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);
· саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).
Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Они с помощью специальных тестов с достаточной точностью смогут выявить большинство общих способностей, нужных человеку в любой деятельности (умственные способности, способность воспринимать и анализировать информацию, концентрировать внимание и т.п.) и специальные способности, которые могут быть своими для каждой профессии (математические, конструкторские, спортивные и т.д.), т.е. те, которые опираются на определённые задатки человека.
Именно поэтому возникает насущная потребность школы именно в таком специалисте, т.к. переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика.
В ходе профориентационной работы необходимо расширить возможность социализации моодежи, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и более полно подготовить выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального обучения.
Исходя из вышесказанного можно определить несколько целей и задач курса профориентации в школе: дать представление учащимся старших классов об основных направлениях и методах работы по профессиональному самоопределению и выбору профессии в условиях современного рынка труда и рыночных отношений; научить реально оценивать свои способности и экономическую ситуацию на современном рынке труда; выявить и развивать способности учащихся с учётом их профессиональной направленности; способствовать успешной самореализации старших школьников, приобретению ими навыков самопознания и профессионального самоопределения, умения планировать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных особенностей, а также - спроса рынка труда.
Читайте также:
«Я»-концепция лидера
Некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или в других личностных ценностях, например, уважении, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки.
Личные «ценности» или потребности такого род ...
Личность следователя и ее структура
Руководители правоохранительных органов в середине 90-х гг. XX в. обоснованно жаловались на недостаток кадров, объясняя его оттоком профессионалов из государственных структур в частные. В начале XXI в. скорее можно жаловаться на нежелани ...
Основные мотивы символдрамы для детей и подростков.
Мотив Луг
Мотив луга имеет очень широкое символическое значение. В работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гор ...
Навигация сайта