Теории политической стабильности.
Концепции данного направления появились в начале 60-х годов. Основное внимание в них уделяется изучению факторов недопущения конфликтов в современном обществе- Так, Дж. Блондел
предложил трехмерное измерение политической системы в отличие от традиционной дихотомии (демократия-диктатура). По его мнению, помимо тоталитарно-демократического измерения, необходимо учитывать «радикально-консервативную ось», измеряющую направленность осуществляемой правительством политики на изменение или сохранение существующего положения, а также «либерально-авторитарную ось», оценивающую средства — согласие или принуждение, при помощи которых правительство осуществляет свои политические цели.
В 1965 г. американский политолог Д. Истон
в работе «Системный анализ политической жизни» предложил консервативную модель стабильности. По его мнению, объектами поддержки политической системы являются: политические власти, т. е. ключевые лица, участвующие в определении политики, — правительство; режим, т. е. совокупность правовых и неформальных правил, которые применяются для разрешения конфликтов внутри системы; политическая общность, т. е. совокупность членов системы, связанных друг с другом политическим разделением труда.
Американский социолог С. Липсет
(р. 1922) в 1963 г. предложил концепцию демократической стабильности, изложенную в книге «Политическая личность». По Липсету, стабильны те системы, которые обладают опытом «непрерываемого продолжения политической демократии и отсутствия значительных политических движений, оппозиционных демократическим правилам игры». Демократическая стабильность обеспечивается определенным уровнем здравоохранения, индустриализации, образования и урбанизации общества. Отсутствие должного социально-экономического развития общества оценивается как отсутствие демократии, а следовательно, и стабильности. Состояния стабильности и нестабильности статичны и альтернативны друг к другу.
В теории «внутреннего конфликтного поведения», разработанной Д. Сандерсом,
все дестабилизирующие события рассматриваются как отклонения от системы специфичной «нормальности», которая отличается от страны к стране и от периода к периоду времени. Под такими событиями Сандерс понимает изменения в режиме, властях и сообществе, мирные и насильственные вызовы политической системе, т. е. разные формы внутреннего конфликтного поведения. Категория нормальности, отклонение от которой приводит к конфликтам, связана с уровнем массового сознания, выраженным в господствующих в данном обществе в данный момент социальных ценностях.
Этнополитические теории.
Эти концепции появились во второй половине 70-х годов. Известность приобрела концепция внутреннего колониализма, предложенная профессором Вашингтонского университета М. Гектером
в 1975 г. М. Гектер увязывает проблемы неравномерности социально-экономического развития с этническими различиями населения государства. Важен политический конфликт между центральным правительством и этническими периферийными группами в процессе модернизации многонационального государства. Усиление различий в социально-экономическом развитии этнонациональных групп объясняется их неравномерной модернизацией. Образовавшееся экономическое неравенство становится причиной проявления этнонациональной солидарности, а в дальнейшем — этнона-ционализма.
Близка к этой концепции теория «неравномерного развития» Т. Нейрна,
директора Шотландского международного института. По его мнению, этнонациональный конфликт — результат навязывания менее развитым районам страны образцов развитого центра [4]. Т. Нейрн считает, что по мере того, как. капитализм, распространялся и подчинял древние общества, приходившие в соприкосновение с ним., они обычно распадались на отдельные части вдоль «линий разломов», содержащиеся внутри них
Эти линии почти всегда были линиями этничности, но иногда глубокие религиозные разграничения могли выполнять ту же функцию.
Доминантное положение политических факторов в генезисе этнонацональных конфликтов представлено в этнополитической концепции профессора Колумбийского университета Дж. Ротшильда.
В работе «Этнополитика» (1981) он отмечает, что в ходе модернизации происходит политизация лидеров национального меньшинства, а следовательно, политизация всей социальной группы. Побудительным мотивом начала этого процесса является озабоченность сохранением этноспецифических черт и стремление мобилизовать их носителей в сплоченную группу. Для дальнейшей консолидации необходимы «элита группы, способная и заинтересованная в мобилизации носителей этнических черт в деятельную общность», а также соперничество из-за ограниченных ресурсов внутри «большого» сообщества. Одним из вариантов второго условия может быть центрально-периферийный конфликт на этнонациональной основе.
Читайте также:
Профессиональные способности и мотивация
Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. профессионал ...
Смысловая
концепция травмы и стресса
Превращение события, ситуации из повседневного фактора в неповседневную экстремальную ситуацию высвечивает фундаментальный феномен личностного смысла, без учета которого невозможно психологически адекватно определить феномен стресса. Смыс ...
Взаимосвязь эффективной системы управления персоналом
Для изучения и диагностики обозначенной нами проблемы нами использовался комплекс методик, включающий в себя различные каналы получения информации: наблюдение, анкетирование, метод шкалирования, проективные методики «незаконченное предлож ...
Навигация сайта