Алкоголизм как социальное зло проявляется неумеренным употреблением спиртных напитков (пьянство), нарушением моральных и правовых норм поведения, социальными эксцессами, снижением производительности труда. С точки зрения медицинской - это заболевание, относящееся к широкой группе наркомании.
Классическое определение хронического алкоголизма как совокупности последствий хронической интоксикации было дано в середине 19 века в классическом труде М. Гусса «Хронический алкоголизм, или хроническая алкогольная болезнь». Автор рассматривал это заболевание как вызванное злоупотреблением спиртными напитками и выражающееся соответствующими изменениями в нервной системе. Эго определение долго господствовало на страницах учебников и руководств по психиатрии и на протяжении полувека не подвергалось каким-либо существенным изменениям.
Многие исследователи при рассмотрении хронического алкоголизма обращают внимание на его социальный аспект.
Так, M.Leuler (1955) относил к хроническим алкоголикам тех людей, которые, употребляя спиртные напитки, причиняют себе вред в соматическом, психическом и социальном отношении. Н.В.Канторович (1954) считал хроническими алкоголиками тех, у кого в результате систематического или спорадического злоупотребления спиртными напитками развилось влечение к алкоголю, произошло нарушение трудоспособности, семейных отношений, физического или психического здоровья. W.Mayer-Gross, Е. Slater, M.Roth (1954) пишут, что хронический алкоголизм - привычка к поглощению алкогольных напитков в таких количествах и с такой частотой, которые приводят к потере эффективности в работе, конфликтам в семейной и общественной жизни или к расстройству физического и психического здоровья.
Рассмотрим и другие наиболее известные определения алкоголизма.
Дейчман Э.И. (1956) - алкоголизм (в узко-медицинском смысле) - заболевание, наступающее в результате частого неумеренного употребления спиртных напитков и болезненного пристрастия к ним.
Лукомский И.И. - Алкоголизм (хронический) - заболевание, вызываемое систематическим употреблением алкогольных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.
Энтин Г.М. - алкоголизм - заболевание, вызванное систематическим употреблением алкогольных напитков и обусловленное воздействием алкоголя как наркотического вещества.
Портнов А.А., Пятницкая И.Н. - хронический алкоголизм – заболевание, характеризующееся симптомом наркотической зависимости, в течение которого наступают специфические соматические расстройства и возникают социальные конфликты.
Стрельчук И.В. – хронический алкоголизм – болезнь, при которой возникает болезненное влечение с одновременной потерей чувства меры, контроля приема спиртных напитков, когда у больных, вследствие длительного злоупотребления ими, появляются психические и соматические расстройства различной интенсивности, вначале обратимые, но постепенно переходящие в необратимые (органические).
Морозов Г.В., Иванец Н.Н. - алкоголизм – прогредиентное заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость ), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших ситуациях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией.
Читайте также:
Психокоррекционная программа личностной зрелости педагогически запущенных
младших школьников
В основу программы легли принципы работы с педагогически запущенными детьми Л. Зюбина, социально-психологический подход в работе с педагогически запущенными детьми С.А. Беличевой, концепция социально-педагогической работы с педагогически ...
Особенности проявления акцентуаций характера у подростков.
За счет индивидуально-психологических особенностей, таких как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы психосоциальной дезадапта ...
Проблема обучения детей с 6 лет
Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, ...
Навигация сайта