Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях или видах деятельности. Свойствами внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение.
Устойчивость внимания измеряется периодом, в течение которого человек может быть сосредоточен на каком-либо объекте или виде деятельности.
Противоположностью устойчивости является колебание внимания, когда человек не может длительно сосредоточится на чем-либо одном. Главная причина такого явления – слабая воля.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Он равен примерно 5-8 объектам.
Концентрация – это степень его сосредоточенности на каком-либо объекте или виде деятельности с одновременным отвлечением от всего остального. При большой концентрации внимания человек не замечает, что происходит вокруг. Антиподом этого свойства выступает рассеянность, когда человек не может сосредоточиться на какой-либо деятельности.
Распределением внимания оценивается возможность человека одновременно осуществлять выполнение различных действий, сохраняя при этом сознательный контроль над ними. Классическим примером распределения внимания на занятиях является прослушивание, осмысление и запись лекции слушателями. Переключение внимания – это способность последовательно переходить от одного вида деятельности к другому, сохраняя высокую степень концентрации сознания на выполняемой деятельности.
Различают внимание непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. При непроизвольном внимании человек не ставит перед собой цели на чем-то сосредоточится и не напрягает для этого волевые усилия. Причиной такого внимания является новизна, яркость, сила, значимость раздражителя. Если же человек сознательно поставил цель быть внимательным и напрягает при этом волевое усилие, такое внимание называется произвольным. На основе произвольного внимания может возникнуть послепроизвольное, характеризующееся усилением интереса человека и ослаблением его волевых усилий.
Воображение – это процесс создания и функционирования новых образов на основе материалов прошлых восприятий. Строительным материалом для воображения выступают представления. От качества представлений человека зависят его творческие возможности.
Сам процесс воображения заключается в реконструкции представлений путем оттенения и усугубления одних элементов, ослабления – других; путем сочетания представлений.
Различают воображение непроизвольное, возникающее помимо воли человека и не требующее от него волевых усилий, и произвольные, когда человек сознательно поставил цель создать что-то новое и для ее достижения прилагает волевые усилия. В свою очередь, произвольное воображение подразделяется на воссоздающее, при котором новые образы создаются по описаниям, чертежам, схемам, и творческое, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Мышление является более сложным познавательным процессом, высшей формой отражения действительности. В отличие от ощущения и восприятия, оно заключается в отражении сущности предметов и явлений, сложных причинно-следственных связей между ними. В мышлении отражается то, что составляет сущность предметов и явлений, но само не воздействует на человека, не может непосредственно ощущаться и восприниматься. Например, человек не может непосредственно охватить движения со скоростью света. В мышлении же он отражает эту сложную сущность материи. Сущность связи предметов и явлений раскрываются на основе их анализа, синтеза, сравнения, обобщения. При анализе изучаемый предмет, явление, учебный материал расчленяется на составные части, в каждом из которых выделяется основная мысль, между ними выявляются связи и отношения. Синтез – это обратный процесс. Он представляет собой восстановление расчлененного в целое на основе выявленных связей. В процессе сравнения человек сопоставляет изучаемые предметы и явления, находит в них общее и различия. При обобщении многие предметы и явления, их свойства объединяются на основе какого-либо общего признака.
Читайте также:
Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии
В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализаци ...
Определение конфликта и конфликтной ситуации.
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты.
Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов.
Конфликтная ситуация может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор – это такая диск ...
Общее представление о профессиональной деформации личности
Деформация личности профессиональная — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельност ...
Навигация сайта