К мыслительным операциям, как способам подхода к изучаемым явлениям, относятся также абстракция, конкретизация, систематизация и классификация. Абстракция (абстрагирование) заключается в мысленном отвлечении от несущественных свойств и качеств изучаемого предмета и сосредоточении на главном, существенном. Конкретизация – это всесторонний анализ конкретного предмета или явления. Систематизация представляет собой мысленное упорядочение изучаемых предметов и явлений, расположение их в определенной логической последовательности. При классификации изучаемые предметы и явления относятся по какому-либо признаку к определенной их группе.
Мышление осуществляется в определенных формах, таких как понятие, суждение, умозаключение и рассуждение. Понятие представляет собой отражение в сознании человека общих и наиболее существенных свойств и качеств предметов и явлений. Пример понятий: граница, служба, охрана, автомат, карабин и т.д. В суждении излагается определенная мысль, утверждающая или отрицающая какие-либо факты, события. Например: "Воин-пограничник должен бдительно нести службу по охране государственной границы". Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение – наиболее результативный способ доказательства. Рассуждение представляет собой последовательное и взаимосвязанное выдвижение системы суждений.
Методами мышления, выведения умозаключения являются индукция, дедукция и аналогия.
Индукция – это такой метод мышления, при котором выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. При дедуктивном мышлении мысль движется в обратном направлений – от общего к частному.
Метод мышления по аналогии имеет место тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.
В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления: наглядно-действенное, образное, словесно-логическое и абстрактное.
Наглядно-действенное мышление функционирует на основе восприятия реальных предметов, обращения с ними. Этот вид мышления "вплетен" в деятельность, неотделим от нее. Те у кого он более развит, лучше понимают учебный материал, когда он излагается по ходу практических упражнений с реальными предметами.
Образное мышление – протекает на основе представлений, наглядных образов, демонстрации реальных объектов. Люди с более развитым образным мышлением лучше усваивают мысль, переведенную в наглядные образы. Словесно-логическое мышление функционирует преимущественно на основе речевых и логических эквивалентов действительности. Яркий рассказ, описывающий обстоятельства или факты, передающий во всей тонкости развитие событий или процессов, поднимающиеся над действительностью обобщения несут в себе очень большую информационную нагрузку, превосходящую непосредственные впечатления.
Абстрактное мышление осуществляется на основе понятий. Оно обладает самой высокой проникающей в суть действительности возможностью.
Читайте также:
Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения
межличностных конфликтов в классе
Профилактика конфликтов – это их предупреждение.
Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Предупредить конфликт гораздо лег ...
Ситуация
невозможности и ситуация возможности
Экстремальность метапсихологически мы определили как ситуацию возможности, а именно, двоякой возможности: возможности невозможности, открывающей возможность возможности. Мы исходим из того, что всякую ситуацию необходимо раскрыть не как с ...
Клиническая картина
Патологические проявления при черепно-мозговой травме зависят от характера повреждения, сопутствующей патологии, возраста и преморбидного фона. Выделяют три степени тяжести черепно-мозговой травмы – легкая, средняя, тяжелая; и четыре пери ...
Навигация сайта