Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”

Страница 3

В том, что монотеистическая религия оставила такой глубокий след на еврейском народе, что он мог ее сохранить, З.Фрейд видит факт убийства отца, который повторился в отношении личности Моисея. “Это был случай проигрывания вместо воспоминания, как часто бывает у невротиков во время сеанса психоанализа” [5, с.229].

З.Фрейд замечает, что в восприятии Христа, тоже была часть исторической правды, поскольку он был воскресшим Моисеем. Здесь осуществляется другой взгляд на достаточно распространенный сценарий умирающих и воскресающих богов, таких как Осириз, Таммуз, Адонис и др. тогда как традиционное религиоведение усматривает в этом сценарии отражение годовых циклов природы.

История возникновения магометанской религии видится З.Фрейду в следующем: Пророк намеревается полностью принять иудаизм для себя и своего народа. Возвращение единого первоначального отца приносит арабам исключительное возвеличивание их самоуверенности, которая принесла большие политические и военные успехи. В их отказе от традиционной формы иудаизма, а также от христианства и в создании свой собственной монотеистической концепции можно проследить все тот же конфликт отца и сына. Но при этом многие положения старых религий переносятся в новую. Так, например, “Аллах” - имя бога является производным от имени “Элохим”, именем которым называется бог в первых пяти книгах бытия. Само это имя указывает на множественное число и неопределенный род и ближайший по значению перевод - боги. Но внутреннее развитие мусульманской религии по мнению З.Фрейда остановилось, поскольку не хватило глубины, которая в случае евреев возникла в связи с основателем их религии.

С другой стороны глубина компенсировалась изощренной системой ритуалов и кодексов поведения, а также отношением “к неверным”, в которой узнаются отголоски “тотемных войн”.

Обобщая короткое описание трех родственных монотеистических религий возникших из одного источника можно сказать, что их общей функцией является возвращение человеку его внутреннего первоначального отца.

Из теории психоанализа известно, что в ходе эдиповой стадии формируется Супер - Эго, отвечающее за внутреннюю регуляцию поведения человека. Это голос родителей ограничивающий экспансию импульсов Ид. В ходе разрешения эдипальной стадии ребенок переносит свое внимание на поиск значимого другого. И здесь ему становится доступной религиозная модель идеального отца, которая служит надежной защитой против фрустрации и сепараций, возникающих в реальных отношениях. Образ идеального родителя, который никогда не покидает человека ни в жизни ни в смерти, постоянно заботится о нем, но и наказывает, тем самым выражая свою любовь является одной из распространенных детских фантазий эдипова периода. В этом возрасте дети обещают родителям никогда их не покидать и жениться на маме или выйти замуж за папу по достижению зрелого возраста. Это является проекцией желания ребенка о том, чтобы родители не покидали его.

Потребность в авторитете основана на тоске по отцу, которую ощущает каждый с детства и далее, которого побеждает герой легенды, то есть сам человек, создавая тем самым свой персональный миф.

З.Фрейд также описывает механизм отречения от инстинкта в рамках своей структурной модели. По его мнению Эго воздерживается от удовлетворения инстинкта ввиду внешних препятствий, а именно - если оно решит, что данное действие вызовет серьезную опасность для Эго. Таким образом действует принцип реальности, вызывая удержание от удовлетворения.

“Если не возможно уменьшить силу самого инстинкта посредством перераспределения энергии, отказ от удовлетворения инстинкта приводит к длительному напряжению, обусловленному неудовольствием “ .в ходе развития индивида часть сдерживающих сил внешнего мира закрепляется внутри, и в Эго образуется структура, которая противостоит остальной его части через наблюдение, критику и запреты. Мы называем эту структуру Супер-Эго” [5, с.260].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Понятие речи в психологии
Речью называется процесс практического применения чело­веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес­се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, доби ...

Психология восприятия современной городской среды
Городская среда, являясь постоянно воспринимаемым визуальным фактором, оказывает большое влияние на психическое самочувствие горожан, таким образом, это фактор, который следует тщательно изучить, прежде чем приступать к каким-либо изменен ...

Вторичные защитные механизмы
Рассмотрим теперь как проявляются в религиозном мышлении вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. 1. Репрессия (вытеснение). Определение: З.Фрейд в своей работе “Репрессия” (1915 г., стр. 14) писал “Суть репрессии состоит в том, ...