Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”

Страница 2

Мы так же знаем из психоаналитической теории, что в латентном периоде происходит вытеснение из памяти событий связанных с ситуацией эдипова периода и до нее; ранние травмы “я” (нарциссические обиды). Следствием травмы с одной стороны является попытка вернуть травму - то есть вспомнить забытые переживания или еще лучше пережить травму заново. Это явление “фиксации” травмы или принудительного повторения. С другой стороны реакции могут преследовать противоположную цель: чтобы ничего из забытых травм не вспоминалось и ничего не повторялось. Мы можем суммировать их как защитные реакции. Их основным проявлением является то, что называется “избеганием”, и что может спровоцировать “угнетенное состояние” и “фобии”.

Травма в детстве может выразиться в невротическом срыве, детском неврозе, сопровождаясь множеством усилий направленных на защиту, и формированием соответствующих симптомов. Возвращение травмы происходит после периода латентности, в генитальной фазе, когда эдипальные конфликты проигрываются на новом уровне.

Таким образом схема возникновения невротического заболевания выглядит следующим образом: ранняя травма - защита - латентность - возникновение невротического заболевания - частичный возврат подавленного.

Эту схему Фрейд применяет для объяснения возникновения монотеизма на примере иудаизма. Действительно, в ходе борьбы Моисея, ставшего отцом народа убивают и тут же защищаются от чувства вины за убийство. Затем следует двухсотлетний период летентности, когда лишь пророки и левиты взывают вернуться к “истинному богу” и возвещают приход мессии.

Затем возникает потребность восстановить истинную религию, как механизм проигрывания травматического содержания - возникает устойчивое невротическое образование на уровне масс религия. Тоже самое мы наблюдаем на примере возникновения христианства. Распятие Христа привело к тому, что “ .чувство вины охватило еврейский народ” [5, с.226]. И один из политико-религиозных функционеров Савл отделяет старую религию иудаизм от новой - христианства и становится Павлом.

“Павел, римский еврей из Тарсуса ухватился за это чувство вины и точно проследил его обратно к первоначальному источнику. Он назвал его “первородным грехом”; это было преступление против бога, которое можно было искупить только смертью. С первородным грехом в мир пришла смерть. Фактически, этим преступлением заслуживающим смерти, было убийство первоначального отца, который впоследствии был обожествлен, но убийство не запомнилось; его место заняла фантазия искупления, и поэтому эта фантазия могла быть провозглашена как откровение об искуплении (благая весть). Сын Господа согласился безвинно быть казненным, и таким образом принял на себя вину всех людей. Это должен был быть сын, так как убит был отец” [5, с.227].

Мы помним, что в религиозной форме сознания появляется четко очерченная фигура героя, который всегда восстает против своего отца и так или иначе убивает его.

“Едва ли стоит сомневаться, что герой и хор греческой драмы представляют того же мятежного героя и компанию братьев; и нельзя оставлять без внимания, что театр в средние века заново начался именно со сценического представления Страстей Господних” [5, с. 227].

“Однако конечным итогом религиозного нововведения стала четко выраженная амбивалентность, преобладавшая в отношении к отцу. Якобы направленное на умиротворение бога-отца, оно завершается его свержением с престола и освобождением от него. Иудаизм был религией отца. Христианство стало религией сына. Старый бог отец отступил за спину Христа; Христос, сын, занял его место, именно так, как желал этого любой сын в первобытные времена” [5, с.228].

Новая религия не была больше строго монотеистической. В нее вошли многочисленные символические обряды у окружающих народов, восстановила образ великой матери-богини в виде Богородицы и нашла место для того, чтобы ввести множество фигур политеизма, завуалировав их под святых. Всего этого не было в религии Моисея и Эхнатона. Триумф Христианства, это победа компромисса между старыми и новыми тенденциями. З.Фрейд, однако, считает, что это привело к задержке интеллектуального развития человечества в течение следующих двух тысячелетий, хотя в отношении подавленного Христианство было движением вперед.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме­дицинский факультет Венского университета, на который и по­ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лабора­тории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила буду­щую уверенн ...

Этнические факторы развития личности
Основной задачей этнопсихологического подхода к изучению личности является определение закономерностей ее развития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности: личность и индивидуальност ...

Зигмунд Фрейд
Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические ...