Подробное исследование становления собственно религиозного сознания З.Фрейд осуществляет на закате своей жизни в последней большой работе под названием “Моисей и монотеизм”. В этой работе З.Фрейд блестяще применяет метод психоанализа к сложнейшей исторической проблеме - кто и кем был Моисей? - духовный вождь еврейского народа. З.Фрейд начинает работу, состоящую из 3-х очерков с гипотезы, что Моисей был египтянином и только вследствие этого факта он смог осуществить операцию по выводу народа томящегося в рабстве Египта в “землю обетованную”. Кроме того Моисей по мнению З.Фрейда был посвященным в доктрину Аменхотепа (IV) или Эхнатона, который поклонялся Единому Богу Вселенной, телом которого было солнце. Эта революционная по тем временам доктрина отрицала царивший политеизм вместе с его магическими составляющими. После развала египетской династии Моисей становится носителем этого знания и посвящает в него избранный им народ. Его завет с богом Яхве есть результат более позднего напластования, в результате которого племенной бог Яхве становится Единым Богом. А потомки выведенные из египетского плена освобождаются от чувства вины за убийство Моисея, которое по логике З.Фрейда имело место. Таково краткое изложение сюжета этой работы. В работе очень много исторических фактов, ссылок, цитат, но в данном исследовании необходимо указать те места, где З.Фрейд говорит о механизме возникновения религиозного мировосприятия. Необходимо отметить, что работа “Моисей и монотеизм” была окончательно написана в 1939 году, то есть после того, как З.Фрейд изложил свою структурную модель психики. Следовательно аппарат анализа строился уже не только на теории драйвов, вытеснений, бессознательного, но и на взаимодействии трех основных структур психики - Эго, Супер-Эго и Ид. В отличие от магического мышления в собственно религиозном мышлении появляется новая фигура - это герой. В 1909 году Отто Ранк выпускает книгу под названием “Миф о рождении героя”. В ней говорится, что все известные высокоразвитые народы еще на ранней стадии развития начали прославлять своих героев, правителей и царей. Истории их жизни, рождения и смерти окутаны фантастическими элементами. Герой является ребенком весьма знатных родителей; обычно сыном царя. Его рождению предшествует пророчества, знамения, стихийные явления. Затем герой, представляющий угрозу отцу-царю изгоняется из царства, где подбирается простолюдинами или зверями, вскармливается ими, обучается проявляя недюженные способности. Вырастая, он возвращается, находит своих знатных родителей весьма разнообразными способами; с одной стороны, он мстит своему отцу, а с другой получает признание у других, и в конце добивается высокого положения и почета. С разнообразными вариациями этот сюжет проигрывается во всех героических эпосах и мифологиях.
З.Фрейд поддерживает эту мысль: “Герой - это некто, у кого хватило храбрости восстать против своего отца и в конце победно побороть его”
[5, с.142]. Таким образом, из обезличенного тотемного клана выделяется один человек, который способен совершить подвиг и которому достается награда за это - власть, богатство, жена (жены).
З. Фрейд указывает на то, что источником этого поэтического вымысла может служить “семейный роман ребенка, в котором он реагирует на изменение своего эмоционального отношения к родителям. В ранние годы в фантазиях ребенка мать и отец присутствуют, как король и королева. “Позднее под влиянием соперничества и разочарования в реальной жизни ребенок начинает отделять себя от родителей и занимать критическую позицию по отношению к отцу. Таким образом, две семьи в мифе - аристократическая и простая - обе являются отражением собственной семьи ребенка, какой она ему представлялась в последовательные периоды жизни” [5, с.143].
Одна из распространенных фантазий ребенка в латентном периоде состоит в том, что родители, с которыми он живет - ненастоящие, а настоящих необходимо найти. Поэтому в этот период ребенка захватывают рассказы о путешествиях и странствиях, где ребенок обретает других значимых взрослых, пытаясь справиться с чувствами возникающими на изменение взаимодействия с родителями. Таким образом получается, что образ путешествий героя соответствует латентной стадии развития человека и отражает процесс физического взросления и социализации.
Читайте также:
Душевный настрой
Многие страховые договоры завершаются, не успев начаться, из-за психологического состояния, страхового агента. Нет нужного боевого настроя . А какой есть? Вот несколько наиболее частых случаев.
1. Страховой агент сам совершенно не уверен ...
Психологическая помощь на стадиях развития ПТСР
Стадии психотерапии при ПТСР - Установление безопасной атмосферы - Работа с воспоминаниями и переживаниями -Включение в обыденную жизнь На второй стадии терапии клиент рассказывает историю травмы: Обзор событий предшествующих травме, Обст ...
Методы, использованные при изучении данного коллектива
При изучении данного коллектива было использовано немного методов, но этого вполне хватило, чтоб понять, что представляет данный коллектив и каждый индивид.
Акцентуации характера
(приложение 1):
По итогам данного теста выяснилось, что ...
Навигация сайта