- нормативные способы – любой конфликт регулируется общественными нормами: правовыми, религиозными, нравственными и т.д. Нормативные способы профилактики конфликтов заключаются в установлении формальных, зафиксированных на бумаге и общеобязательных правил, регулирующих полномочия участников общественных отношений;
- баланс прав и ответственности – каждый сотрудник должен быть наделен служебными правами, обязанностями и ответственностью в соответствии со своей должностью;
- продуманная и сбалансированная политика мотивации трудовой деятельности – наиболее действенным средством профилактики конфликтов является использование различных форм поощрения персонала. Такими формами могут быть:
продвижение по службе;
наделение новыми правами, обязанностями и ответственностью;
материальные стимулы и др.[3]
Пути разрешения конфликтов
Разрешение конфликта – это окончание конфликта в результате нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников. Разрешение может происходить и на стадии возникновения, на стадии обострения, и на стадии затухания конфликта. Предпосылками разрешения конфликта являются:
- достаточная зрелость конфликта;
- потребность субъектов конфликта в его разрешении;
- наличие необходимых средств и ресурсов для его разрешения.
Возможно полное или неполное разрешение конфликта. При полном разрешении конфликт прекращается в результате устранения причин и предмета конфликта. В случае неполного разрешения не все причины конфликта искореняются, происходит лишь временное ослабление конфликта, но при любом удобном случае конфликт может разгореться вновь.
Методы разрешения конфликтов можно разделить на 3 категории:
- внутриличностные;
- межличностные;
- структурные.
1. Внутриличностные методы – это методы воздействия на отдельную личность. Данное воздействие осуществляется следующим образом:
- руководителем проводится воспитательная беседа (считается наиболее эффективной формой воздействия);
- при отсутствии результатов применяются дисциплинарные санкции;
- возможно вынесение проблемы на обсуждение коллектива;
- крайняя мера – увольнение зачинщика конфликта и/или его активных участников.
Одно из важнейших условий эффективности внутриличностного воздействия – принятие конфликтующими сторонами (личностями) новых условий взаимодействия, освобождение от груза прошлого.
2. Путь к межличностным методам разрешения конфликтов лежит через выбор стиля конфликтного поведения. В конфликтологии выделяются 5 наиболее распространенных способов разрешения конфликтов:
- уклонение;
- приспособление;
- соперничество (конфронтация);
- компромисс;
- сотрудничество.
3. Структурные методы – методы по устранению организационных конфликтов.
Существует 4 основных структурных метода разрешения конфликта:
- разъяснение требований к работе;
- использование координационных и интеграционных механизмов;
- установление общеорганизационных комплексных целей;
- использование системы вознаграждений.
Один из лучших методов управления, предотвращающих внутриорганизационный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения.
Использование координационных и интеграционных механизмов подразумевает наличие одной руководящей инстанции для обеих сторон. Если двое или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликт можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чьим решениям он должен подчиняться.
Читайте также:
Понятие, структура и виды общения
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. "Человек — это узел связи", — писал Экзю ...
Клиническая картина климактерического синдрома
У женщин постепенно затухает менструальный цикл (урежение регул, олигоменорея); у некоторых еще задолго до этого появляются парестезии, сенестопатии, неприятные ощущения в области сердца, желудка, подложечной области, суставах, зуд в обла ...
Профессиограмма библиотекаря
Библиотекарь – человек, который работает в библиотеке и выдает людям книжки. Это вполне понятное и привычное для всех определение. Однако в настоящее время, когда электронно-вычислительная техника прочно вписалась во все сферы деятельност ...
Навигация сайта