Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
-отсутствие художественного вкуса;
-рассеянность;
-безответственность;
-неаккуратность;
-невнимательность;
-ригидность мыслительных процессов;
-сильно развитая близорукость.
Области применения профессиональных знаний:
-предприятия и организации;
-агентства и фирмы компьютерного дизайна;
-учебные заведения.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (артистический и конвенциональный):
-дизайнер по меховым изделиям;
-скульптор;
-модельер;
-художник-гример;
-художественный руководитель;
-аранжировщик;
-критик.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
профессию web-дизайнера можно получить на курсах, в средних специальных или высших учебных заведениях. [5]
Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.[6]
Представляет собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентация и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда.[]
Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.
Этапы составления психограммы (http://kirov-college.narod.ru/)
-Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.
-Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
-Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.
Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий). В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности.
Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Типы психограмм (выражение ПВК в баллах от 1 до 3)
Дизайнер интерьера:
-Зрительное восприятие (действия восприятия)- 3
-Слуховое восприятие (действия восприятия)- 1
-Память (мнемические действия)- 3
-Внимательность (действия внешнего контроля)- 3
-Воображение (имажинитивные действия)- 3
-Технический интеллект (логические действия)- 2
-Словесно-логический интеллект (логические действия)- 2
-Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия)- 2
-Устная речь (интерперсональные действия)- 2
-Общительность (интерперсональные действия)- 2
-Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)- 3
-Психомоторика (двигательные действия)- 2 [6]
Для профессионального просвещения людей требуются разнообразные сведения о многих профессиях. Поэтому психограмма, составленная в целях профориентации и профконсультации, должна отличаться большой широтой содержания и доступностью изложения. В конце психограммы целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией.
Спецификой психограммы составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении психограммы в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем психограммы, направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т.п. [7]
Читайте также:
Коммуникативная сторона общения
Коммуникация в широком смысле этого слова обозначает смысловой аспект социального взаимодействия, т.е. процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Специфика человеческого коммуникативного процесса, во-первых, со ...
Основные этапы конструирования теста
Прежде чем приступать к созданию теста, необходимо четко знать, для чего он нужен. Ясный ответ на этот вопрос - необходимое условие работы. Поэтому первым шагом будет формулирование цели будущего теста. После этого следует обратиться к ра ...
Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность профессиональной деятельности психолога являются личные качества психолога и его профессиональные умения, корректные д ...
Навигация сайта