Физическая привлекательность – актуальная междисциплинарная проблема. Выступая регулятором всех видов межличностных отношений, она неизбежно влияет на жизнь каждого человека. Несмотря на обилие эмпирических исследований за рубежом, вопрос о внутренней структуре и измерениях физической привлекательности (далее – ФП) чаще всего не рассматривается по причине его "очевидности". В то же время более глубокий анализ показывает, что данная проблема требует всестороннего теоретического осмысления.
Общепринятым мнением считается, что ФП имеет одно измерение. Действительно, оценка ФП при помощи различных методов даёт практически идентичные результаты. Однако исследования атрибутивных признаков ФП позволили предположить о наличии общего и специфических компонентов этого явления.
Образ восприятия, отражающий особенности внешности другого человека, вызывает определённую эмоциональную реакцию, которая выражается в оценке ФП и суждении о личности. В то же время сами по себе особенности внешности могут непосредственно влиять как на оценку ФП, так и личности в целом. Далее формируется некоторое межличностное решение, которое, как правило, связано со спецификой ситуации взаимодействия, а его альтернативы определяются ролью воспринимаемого. Таким образом, измерения ФП можно рассматривать в связи с четырьмя аспектами данного феномена:
Функциональные признаки, т.е. особенности внешности, кодирующие то или иное измерение ФП.
Эмоциональная реакция, или какие из эмоций актуализируются при восприятии данного человека.
Личностные атрибуции, или те черты личности, которые приписываются в соответствии с этим критерием.
Ключевое решение, – как правило, план поведения по отношению к человеку
Итак, частные измерения ФП, или субъективные качества красоты, – это особые критерии оценки внешности, которые влияют на принятие решений относительно воспринимаемого и поведение по отношению к нему, но не совпадают с общей оценкой привлекательности.
Важным шагом на пути реализации многомерного подхода к анализу ФП стало изучение представлений о личности, формирующихся на основе восприятия внешности. По ряду причин нами было введено новое понятие – атрибутивная модель физического облика (далее – АМФО). Под АМФО понимается система приписываемых субъектом индивидуально-психологических особенностей другого человека, формирующаяся на основе непосредственного восприятия физического облика последнего.
Для изучения строения АМФО было проведено специальное исследование. В локальном исследовании принимали участие 167 человек, а в сетевом – 570. Целью данного этапа анализа было выявление универсальной структуры АМФО, действующей как для мужчин, так и для женщин. Использовались данные по всем стимулам, полученные от каждого испытуемого. Первым шагом исследования было получение объективной АМФО для каждого из стимулов посредством усреднения индивидуальных субъективных АМФО.
Полученная структура АМФО отражает основные компоненты, на основе которых строится образ личности другого человека при восприятии его внешности. Первый компонент АМФО – "привлекательность" – объединяет треть всех представленных переменных. Второй компонент АМФО – "стабильность" – содержит качества, указывающие на верность, спокойствие, ум и доброту. Высокие значения данного компонента позволяют "наивному наблюдателю" назвать кого-либо "хорошим человеком", основываясь на представлениях о его моральных и интеллектуальных качествах. Третий компонент обобщённой атрибутивной модели – "оптимизм" – схож по значению с глубинной чертой личности "экстраверсия – интроверсия" и включает такие качества как чувство юмора, дружелюбие, общительность. Наконец, последний компонент АМФО – "женственность", отражает чуть более 10% общего содержания представлений о другом человеке и связан с переменными "сексуальность", "нежность", "слабость", "красота".
Читайте также:
Особенности конфликтов в классных коллективах
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развивают ...
Клинические критерии синдрома предменструального напряжения
I. В течение последнего года в большинстве менструальных циклов наблюдается пять или более из перечисленных ниже симптомов. Симптоматика сохраняется в течение последней недели фазы желтого тела, ремиттирует через несколько дней после нача ...
Самосознание педагога и педагогическая деятельность
Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культу ...
Навигация сайта