Понятие профориентации в психологии

Страница 2

По мнению ученых Ленинградского университета Н.А. Грищенко и Л.А. Головей, программа индивидуальной консультации должна включать данные об основных уровнях психологической структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности. «Традиционная профориентация осуществляется в двух планах: первый — это изучение качеств и особенностей человека в соответствии с требованиями конкретной профессии. Этот путь от профессии наиболее распространенный, и большинство тестов ориентировано именно на это. Более сложным представляется второй путь, который ставит задачей системное изучение потенциала человека, его способностей, склонностей, мотивации поведения. Хотя первый подход является традиционно более разработанным и широко используется в практике, он представляется более узким. Решая задачи конкретного производства, он не обеспечивает задач всестороннего развития человека. Таким образом, мы придерживаемся второго направления, которое идет от человека к профессии». Таким образом, в рамках данного подхода формируются новые задачи профориентации: комплексное изучение человека, как субъекта профессиональной деятельности, и его возможностей и использование профессиональной деятельности как возможности имеющегося потенциала [Ананьев Б.Г.,1960,с.45]. Происходит смещение акцентов с обеспечения общества необходимыми кадрами на ценность самореализации личности в профессиональной деятельности.

Сотрудниками Ярославского Центра профориентации под руководством И.В. Кузнецовой построена нормативная модель процесса принятия решения о выборе профессии. Эта модель положена в основе процедуры профконсультации, заключающейся в совместном решении консультантом и консультируемым задачи по выбору профессии. Был сформулирован новый принцип повышения эффективности профориентационной работы - совместность принятия решения о профессиональном выборе. Ответственность за совершаемый выбор смещается от консультанта к консультируемому.

Проблема профориентации рассматривается как проблема помощи в профессиональном самоопределении школьников. Главными становятся вопросы, связанные с изучением и развитием личности. Были разработаны принципы, провозглашающие значимость постепенного формирования профессионального выбора. Предполагалось, что в помощи может участвовать несколько сторон: школьник, родители, учителя, профконсультант, система УПК или другой ознакомительной практики. Разрабатываются системы комплексного изучения личности и профориентация способствовать решению задач личности, а не заполнению свободных рабочих мест. Профконсультант играет роль помощника, который знакомит с миром профессий, диагностирует интересы и способности, советует то или иное направление.

Многие авторы в своих работах, указывали на особенность подросткового периода в ряду других этапов жизненного пути человека сопоставляют его с этапом выбора профессии.

Д. Сьюпер, в частности, поддерживает идею о том, что люди различаются по складу личности и уникальным возможностям и поэтому выбирают себе профессии, в которых они смогут использовать свои знания и умения.

Р. Хейвигхерст предлагает альтернативное видение этапов профессионального пути. Его интересуют не столько потребности и способности индивидуума, сколько приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками. Человек на данном этапе выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Сущность структура и функции семьи
Семья является социальной системой и может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколение, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый чл ...

Отношения и социально-психологические качества личности
Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, к ...

Мотивы профессионального самоопределения молодежи
Выбор вуза молодыми людьми – это профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни, важнейший этап, во многом определяющий их будущую судьбу. В процессе профессионального самоопределения условно выделяют 3 компонента: ...