Профориентация в психологии – очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии.
На основании исследований Парсонса было дано следующее определение профориентации «Профессиональная ориентация - это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором профессии» [Укке Ю.В.,1990.,Вопр.псих.№5,с.17].
Климов же дал такое определение профориентации: Профориентация есть комплекс «социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование у личности профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. По своему содержанию она психолого-педагогическая по сфере действия социальная, а результаты сказываются на экономической жизни общества» [Климов Е.А.,1983,Псих. и пед.,№2,с.18].
Е.А. Климовым и его сотрудниками были разработаны принципы проведения профконсультации, как одного из инструментов профориентации. Они понимали профессиональную консультацию как определенную психолого-педагогическую задачу, которая включает в себя: обеспечение школьника и его родителей общую ориентировку в мире профессий и системе учебных заведений, предоставление информации о профессионально важных личных качествах (ценностные ориентации, склонности, способности, здоровье). Также необходимо было обеспечить учащегося и его родителей конкретными знаниями о потребностях страны, города, района в кадрах. Эта группа задач имеет скорее информационное содержание. Не менее важным было решение таких задач, как помощь школьнику в соотнесении трех вышеназванных группы знаний и выборе наиболее соответствующего личным качествам вида будущей деятельности, и помощь учащемуся в принятии сознательного и самостоятельного решения в выборе наиболее приемлемого профессионального учебного заведения. Дополнительной задачей подобной работы было выявление таких психологических особенностей ученика, которые можно рассматривать как относительные противопоказания к выбору тех или иных профессий [Климов Е.А.,1990.,с.45.]. Таким образом, данные принципы оказания помощи охватывали несколько направлений и учитывали и информационный и психологический аспекты выбора профессии. Такой подход позволил увеличить точность и самостоятельность в выборе профессии.
Важно отметить, что основной акцент в профориентационной работе был сделан на профориентацию школьников. Ученые Н.Ф. Гейжан и А.Иовайша в своих работах подчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональному выбору, которая заключалась в формировании профессиональных интересов в рамках учебного процесса профессиональной практики [Йоваша Л.А.,1983,с.47]. И.Ф. Гейжан значимым фактором формирования профессиональной направленности считает воспитание гражданской нравственности. Близкие идеи в дальнейшем найдут свое развитие в работах Н.С. Пряжникова. В трудах Б.А. Федоришина и Н.Н. Захарова подробное внимание уделяется выявлению психологических свойств личности и сопоставление их с требованиями профессии [Федоришин Б.А.,1987,с.120].
Читайте также:
Зигмунд Фрейд
Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические ...
Межгрупповой конфликт
Ныне на Земле проживает более 6 миллиардов человек. Они объединяются более чем в две сотни национально-государственных образований. 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других больших и малых социальных групп, будь то ...
Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося
поведения.
Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто называют девиантным, отклоня ...
Навигация сайта