Первый из них основан на непосредственном отражении потребностных отношений между субъектом и предметом в момент их реализации и завершения. Это, так сказать, эмоциональные явления "постфактум". Отражение отношений в данном случае крайне своеобразно. Потребность, конечно же, невозможно соотнести с соответствующим ей свойством предмета в том виде, как это имело место при познавательном сравнении свойств двух объектов.
Однако достаточно отражения самого факта соответствия или несоответствия предмета "своей" потребности выявляется субъектом после прекращения (или непрекращения) стимуляции, идущей от актуальной потребности (негативное "сообщение") или после появления позитивного "соотношения" об ее удовлетворении, и этого бывает достаточно. В наиболее простом и генетически исходном виде алфавит таких сообщений состоит лишь из простейших переживаний-знаков "удовольствие-страдание". Однако несмотря на кажущуюся простоту их возникновения за ними стоит сложный отражательный механизм, до конца не понятый до сих пор. Тем не менее известно, что, опираясь на такие эмоциональные явления, происходит процесс опредмечивания потребностей. (На уровне животного такой механизм единственный. У человека же, как отмечалось выше, существует когнитивное опредмечивание). Кроме того, эмоциональные явления первого вида служат предпосылкой и основой для возникновения эмоциональных явлений второго вида, непосредственно связанных с опережающим отражением возможных потребностных отношений.
Существуют два способа их образования. Один из них, видимо основной, состоит в образовании временной связи между переживаниями "удовольствия-страдания" и предметом, их вызывающим, за счет механизма, который известен под разными наименованиями: "ассоциация" (в данном случае ассоциация по смежности), "условная связь", "условный рефлекс" Переживания первого вида играют роль "внутренних подкреплений". В итоге эмоциональное переживание определенного знака возникает у субъекта до образования его реального взаимодействия с объектом (положительные переживания) или до начала активного избегания взаимодействия (негативные переживания), т.е. в виде опережающего отражения возможных отношений, реальных взаимодействий. Особенностью эмоций как первого подвида, так и образованных от них по ассоциативному механизму эмоций второго подвида состоит в том, что они являются "разовыми" или "индивидуальными" в том смысле, что первая из них полностью зависит от итога только данного взаимодействия, а вторая - возможна лишь по отношению к этому же конкретному виду предметов.
Второй способ образования эмоций опережающего отражения не всегда является самостоятельным и часто представляет собой лишь следующий этап генерализации, образованной на предыдущем этапе временной связи*. Смысл его состоит в формировании некоторого "основания", которое приводит к обобщению опережающих реакций. Формируется основание исходя либо из совокупности "сообщений" от эмоций первого вида о прошлых потребностных отношениях с предметом данного класса, либо за счет "мгновенной аффективной генерализации", которая происходит, когда предварительно за счет отношений другого порядка накоплены знания о классе однородных предметов, но затем у одного из них обнаруживается свойство, образующее отношение с какой-либо из основных потребностей субъекта. Например, маленький ребенок уже знаком с собаками и не боится их, но до тех пор, пока одна из них, как говорится, "не покажет ему свои зубы". Мгновенно возникающей связи с "потребностью в безопасности" иногда достаточно, чтобы образовалась генерализованное отношение ко всем собакам. Однако "основание", образованное такими способами, отличается от используемого при когнитивной оценке уже тем, что оно, видимо, никогда не "отчуждается" от потребности и актуализируется лишь вместе с ней. Так, у сытого субъекта не возникает положительного эмоционального переживания даже при виде любимого кушанья, а иногда (при полном насыщении) оно может даже вызвать отвращение.
Читайте также:
Классификации психодиагностических методик
Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.
Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила ...
Обзор литературы по теме исследования
В литературе по проблемам психологического консультирования этапы консультационной беседы несколько рознятся, однако их содержательная сторона и конечный результат идентичны. Для нас рассмотрение этапов психологического консультирования п ...
Коммуникативные умения специалиста сферы сервиса и туризма
Сложившиеся в обществе политический строй, социально- экономические отношения, национальные традиции во многом определили требования к профессиональному уровню специалиста в области туризма и сервиса. В данных условиях внимание к речи спе ...
Навигация сайта