Психофизиологическая характеристика ловкости

Другая психология » Психологическая характеристика физических качеств » Психофизиологическая характеристика ловкости

Страница 1

Одна из форм проявления мышления — ловкость (координация). Ловкость — это реакция на движущийся предмет, способ действия мыслящего тела. Она характеризуется тем, что между отражением ситуации и движениями практически нет времени на подготовку к решению задачи: прекратить перемещение предмета. Поэтому способ действия, его образ и структура движений программируются извне — формой траектории, скоростью перемещения предмета и его пространственным положением по отношению к телу спортсмена. Следовательно, ловкими движениями будут те, которые точно и своевременно согласованы с координатами перемещения предмета — образом ситуации. Менее ловкими движения будут при способе действия, основанном на случайных признаках ситуации, например, при отвлекающих ложных движениях, дезориентирующих соперника. В созданной ситуации действие строит образ в ходе решения задачи.

Как видим, ловкость — свойство движений, его важнейший компонент. А критерий ловкости — эффект целостного действия.

Рассмотрим пример. Вратарю-новичку для того, чтобы его действия были успешными, необходимо иметь в своем распоряжении 0,35 с от момента удара (или броска) до момента взятия мяча. Опытному вратарю достаточно 0,25 с, мастеру — 0,15 с. Казалось бы, это невозможно, поскольку разрешающая способность мозга — 10 операций в 1 с, то есть 0,1 с на каждую операцию. В действительности же чтобы перехватить полет мяча, вратарь должен произвести такие операции: увидеть мяч, принять исходную позу (при условии, что не требуется перемещение в воротах), переместить руки по направлению мяча, рассчитать примерную силу удара, чтобы суметь ее погасить, наконец, схватить мяч пальцами. Как минимум, пять сложных операций, требующих тонкого расчета. А вратари берут мяч, большой силы. Траектория полета мяча (направление, скорость полета, скорость вращения) и сам мяч, то есть условия действия - условия не стандартные, поэтому заранее заготовить движения практически невозможно (в стандартных условиях действия ловкости нет, в них работает двигательный навык — освоенное умение решать двигательную задачу, — являющийся достоянием памяти). В непредвиденных же условиях ситуация через мышление организует действие.

Ловкость и пластичность движений проявляется при решении новых или известных, но до предела осложненных двигательных задач. Это характерно не только для новичков, но и для спортсменов самой высокой квалификации. Особенно необходима ловкость, когда спортсмен вынужден переучиваться, создавать новые двигательные навыки.

Совершенно справедливо утверждение, что в образе строится действие. Чтобы справиться с любой возникшей сложной двигательной задачей, от спортсмена требуется следующее: правильно, то есть оптимально, осмыслить ситуацию, выделив в ней главные признаки; быстро, без промедления создать установку на начавшееся движение в самых его начальных фазах; целесообразно, то есть рационально и экономично, подчиниться начавшемуся движению; находчиво подстраивать свои движения под изменяющуюся ситуацию.

Из этого видно, что двигательная находчивость — хитрость ума, и наоборот, хитрость ума порождает искусные движения. Ее роль заключается в предвидении возможного, в счете вариантов, как говорят шахматисты. Ловкость начинается с сознания образа ситуации и образа решаемой задачи, в которой намечается путь движений. Спортсмену сперва нужно произвести действие, чтобы узнать, как оно выглядит изнутри в форме чувствований. Чтобы проявлять двигательную находчивость — определять линию наименьшего сопротивления своим движениям, то есть засекать для себя динамически устойчивые формы движений, необходимо решать множество нестандартных задач, набираться опыта. Нужно уметь уловить моменты свободного хода своих движений, а затем научиться их использовать, проявляя изворотливость в трудных ситуациях. Это — специальная задача тренировки. Для совершенного владения своими движениями нужно опробовать задачу ее решением в новых условиях — вариациях предмета действия — и стараться максимально полно согласовать ситуацию и движения.

Ловкость имеет непосредственное отношение к движениям, результат которых — выразительность и красота — характерны, например, для художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания на коньках, фигурного плавания, но это не значит, что в других видах спорта названные качества не нужны.

Упражняться надо не только в точности действия, его силе, выносливости и т. п., но и в выражении внутреннего содержания спортсмена: мыслей, чувств, желаний, устремлений. Выразительное действие несет в себе гамму чувств, спектр переживаний. Эмоции и чувства, включаясь в действие, формируют его, образуя подлинное единство физического и интеллектуального. Движениями спортсмен высвечивает свой внутренний мир, заражает зрителя своими мыслями и настроением. Движения становятся средством общения.

В мимике и пантомиме непосредственно проявляются эмоции, а выразительный жест, движение символизируют смысловое содержание, передаваемое зрителю. Жесты в известной степени заменяют речь, высказывают то, что невозможно передать словами.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Виды и применение индивидуальной психокоррекции ПТСР
Индивидуальная психокоррекция используется, когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; когда ...

Профессиональное обучение
На протяжении столетия профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь, прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного ...

Причины возникновения опасного поведения личности
Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятельнос ...