Особенности видов мышления

Страница 7

Между выразительностью интеллектуального дефекта и уровнем сформированности причинно-следственного мышления однозначной связи нет. Переход от одного уровня к другому можно ускорить специально организованной учебой. Влияние возраста на этот процесс у детей-олигофренов незначительный, поскольку информация, которую они получают из окружающей действительности стихийно, самостоятельно ими не прорабатывается и обобщается недостаточно. Этим олигофрены существенно отличаются от одногодков с нормальным интеллектом.

Недостаточность вербально-логического мышления отражается на процессе интериоризации умственных действий ребенка во внутренний план. Особенно ярко это видно при учебе детей-олигофренов математики. Ученики вспомогательной школы с большими трудностями овладевают устным счетом. Некоторые из них фиксируются на осуществлении вычислений на пальцах или с помощью линейки. Очень сложным является для них развязывание арифметических задач. Они самостоятельно не могут проанализировать условия, определить способ решения, склонные уподоблять один тип задачи другому. Р. А.

Исенбаева одной группе учеников 3-5-х классов предлагала сначала развязать задачу на одно действие, а потом другую, более сложную - на два действия; вторая группа, напротив, сначала работала над более сложной задачей, а потом - над более простой. В обеих группах следующая задача развязывалась по аналогии с первой.

В отличие от школьников с нормальным интеллектом, для которых понимание грамматического или математического правила является достаточным для того, чтобы его повторить и успешно использовать на практике, умственно отсталые дети для воссоздания правила вынуждены его выучить наизусть, а пользоваться им могут лишь непосредственно после заучивания. При написании диктанта ребенок-олигофрен не может самостоятельно определить, в каком месте какое грамматическое правило необходимо применять.

Недоразвитие вербально-логического мышления оказывается также в трудностях делать выводы, доводить или опровергать, обобщенно передавать содержание текста.

Даже на конец учебы во вспомогательной школе у умственно отсталых выпускников наблюдается существенное недоразвитие высших форм мышления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Читайте также:

Бессознательное в структуре личности.
Наряду с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое объяснение им скажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнес ...

Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна
Проблема психологии искусства, представляясь одной из самых привлекательных, вместе с тем является мало разработанной областью психологии, насчитывающей небольшое число серьезных глубоких исследований (Выготский, 1986; Дорфман, 1997; Тара ...

Профессиограмма библиотекаря
Библиотекарь – человек, который работает в библиотеке и выдает людям книжки. Это вполне понятное и привычное для всех определение. Однако в настоящее время, когда электронно-вычислительная техника прочно вписалась во все сферы деятельност ...