В ответах, которые вошли ко второй группе, правильно определялось следствие, но не устанавливалась причина явления. Эти ответы основываются на знаниях, полученных в результате восприятия отдельных фактов и их сочетания без анализа и соотношения.
Для третьей группы ответов характерным было правильное определение причин и последствий. Правильные ответы дают около 50 % учеников 3-4-х классов, 10 % дают неполные ответы и 40 % отвечают неправильно.
Следовательно, у многих учеников дифференцированные знания о явлениях, с которыми они часто встречаются в жизни, оказались несформированными.
Тем ученикам, которые неправильно ответили на вопрос, предлагали металлический и деревянный кубики, которые необходимо было сравнить. Экспериментатор помогал специальными вопросами выделить существенные для этой ситуации признаки. Дальше ученики должны были объяснить, который из кубиков утонет в воде и почему.
Непосредственное ознакомление с предметами значительно уменьшило количество неправильных ответов.
Следовательно, когда у умственно отсталых учеников есть некоторые знания об определенных явлениях, но они имеют неопределенный, диффузный характер, дети не могут воссоздать, отобрать те из них, которые непосредственно связаны с заданием. В таких случаях им в значительной степени помогает восприятие предметов при наличии конкретного, направляющего это восприятие задания. Задание фиксирует внимание на важных для определенной ситуации качествах, актуализирует имеющиеся знания и определяет необходимую причинную зависимость.
В тех случаях, когда у умственно отсталых детей нет знаний о физическом явлении, связанном с заданием, восприятия предметов, манипулирования ими не помогают им правильно ответить на вопрос. Ученики, которые не смогли ответить на вопрос после восприятия предметов, знакомились с явлением с помощью практического действия.
Таким образом, условием раскрытия причинной зависимости в физических явлениях учениками вспомогательных школ является наличие знаний об этих явлениях и дифференцированном воссоздании их в соответствии с поставленным заданием.
Причинно-следственное мышление учеников 3-4-х классов отличается от этого типа мышления учеников 1-2-го классов. У учеников 1-2-го классов ведущее место занимает второй уровень, когда словесное объяснение дается после выполнения практического действия. У учеников 3-4-х классов ведущее место занимает третий уровень - установление причинно-следственных связей с опорой на наглядный материал. Следовательно, учебно-воспитательная работа существенно влияет на развитие причинно-следственного мышления детей-олигофренов.
Однако причинное мышление умственно отсталых детей, развиваясь и достигая вербально-понятийного уровня, не приобретает того качества, которого оно достигает у детей с нормальным развитием. Старшие умственно отсталые школьники часто причинную связь заменяют тавтологией ("Зимой холодно, потому что наступила зима"), удаются к описанию явления вместо объяснения его причин, путают причину и следствие ("Солнце встало, потому что наступило утро"). Если причинно-следственные связки представляют цепь зависимостей, то ученики способны выделить лишь один из них.
На причинное мышление влияют и особенности активизации прошлого опыта умственно отсталыми детьми. Активизация неадекватных знаний усложняет выполнение задания. Определив одну связь, которая не отвечает определенной ситуации, олигофрены не могут переключиться на другой, хоть он им хорошо известный.
Раскрывая причинно-следственные связки, умственно отсталые дети используют ассоциации, которые не имеют прямого отношения к конкретному явлению. Актуализированные знания при этом мешают исследуемому выполнять задание.
Читайте также:
Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и
специфика
Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместн ...
Жизненный путь жителя города
Современная жизнь с ее многочисленными изменениями и трудностями требует от человека осмысления, понимания того, что происходит, каким образом необходимо действовать, в тех или иных ситуациях, простраивать, организовывать свой жизненный п ...
Социальная коллективность. Отношения между индивидом и коллективом.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по в ...
Навигация сайта