· метод "компенсации", когда подростку, лишенному чего-то важного, недостижимого предлагается заманчивая альтернатива приемлемого для него пути;
· метод внушения положительных социальных установок, "нравственной иммунизации", когда ребенку внушают положительные социальные установки, прививают "иммунитет" к отрицательным влияниям среды;
· Игры – формулы, игры – релаксации, различные упражнения (Приложение 3).
Работа с родителями ребенка:
Как один из ярких примеров - модель семейных взаимоотношений, основывающихся на принуждении, демонстрирует отношение "родитель–ребенок", где ребенок учится принуждению и неуступчивости, так как родители не в состоянии следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием принудить других к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных социальных ситуациях и в конечном счете может привести к отклоняющемуся или асоциальному поведению.
В качестве цели предлагаемой коррекционной работы с родителями мы рассматриваем создание благоприятного эмоционального климата в семьях детей с отклонениями в поведении, формирование положительных установок в сознании родителей. В связи с этим коррекционный процесс включает следующие задачи:
· реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;
· оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,
· гармонизацию межличностных отношений между диадой "мать и трудный ребенок" и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
· коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в поведении;
· развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
· формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Содержание коррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий социального педагога с матерью трудного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между социальным педагогом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами.
Одновременно на данном этапе педагог - психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик.
Индивидуальные беседы позволяют социальному педагогу ознакомиться с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка. На групповом этапе работы коррекционное воздействие осуществляется не только со стороны социального педагога на каждого родителя, посещающего занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников.
Групповые формы работы социального педагога с родителями:
· дискуссии
· специально написанные рассказы (эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой "житейских" историй родителей имеющих проблемных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участников группы, а также новые (для родителей) философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждого из участников. В рассказе описывается типичная ситуация, в которой матерям детей с отклонениями в развитии приходится или приходилось часто бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родителей, так и лиц их окружающих);
Читайте также:
Методика изучения
самооценки
Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных каче ...
Содержание проблемы исследования
В последние годы в российской системе образования наметилось значительное усиление внимания к общегуманистическим аспектам профессиональной деятельности социального педагога, ориентированной не только на обучение и воспитание, но и социал ...
Психология осужденного
Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффектив ...
Навигация сайта