испытуемых общий показатель интеллекта свидетельствовал об умственной отсталости (
IQ
– ниже 70).
Ø Школьные успехи детей
Как соотносится уровень развития интеллекта, психологически определяемый с помощью коэффициента интеллекта, со школьными успехами детей? Низкая школьная успеваемость – следствие низкого интеллекта. Однако Й. Лангмейер и З. Матейчек на основании специальных исследований пришли к выводу: данная предпосылка полностью подтверждается у группы детей из «хороших семей», уже менее – у группы детей из «плохих семей» и еще менее – у детей, воспитывающихся в детских учреждениях (5, стр. 97)
Ø Желания детей
Мотивационные предпочтения детей, свидетельствуют о том, что для воспитанников школы – интерната характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных и их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы наряду с повседневными заботами волнуют и многие проблемы, выходящие за рамки их личного опыта. Если школьники выражают свои пожелания в изъявительном наклонении, то воспитанники интерната – чаще всего в сослагательном. И это неслучайно. Воспитанники школы – интерната как бы не уверены в своем праве на желание, частицей «бы» они как бы отстраняют себя от своего желания, не чувствуя себя хозяевами своих желаний.
Ø Я хочу… Я мечтаю…
В отличие от младших воспитанников, у подростков из интерната достаточно много высказываний, в которых отражаются переживания, связанные с их семейным неблагополучием, их желанием жить в нормальной семье и посещать обычную школу: «Я бы хотел, чтобы у меня были родители»; «Я мечтаю, что мама начнет новую жизнь»; «Я хочу помочь маме разобраться в жизни». С такими ответами в обычной школе не встречаются. Особенно обращает на себя внимание незначительное число, бедность и однообразие у подростков из интерната действий, в которых отражаются мотивы, связанные с собственной личностью, с ее развитием: «Я хочу стать сильным и честным», «Я мечтаю избавиться от своих недостатков». Таких высказываний в интернате значительно меньше, чем в обычной школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что физическое развитие (рост, размер головы, вес) в основном тем лучше, чем длительнее период времени, прожитый ребенком в учреждении. Но уровень интеллекта оказался в очевидном противоречии с физическим развитием: чем раньше дети поступали в учреждение, тем заметнее было запаздывание развития их интеллекта. Следствием этого является низкая школьная успеваемость, нарушения мотивационной сферы, а также заниженная самооценка. Вот почему данные, полученные в интернате, вызывают тревогу.
Читайте также:
Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации
Проблема социальной адаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе тесно связана с проблемой борьбы с рецидивной преступностью. Большое значение для решения этих обе ...
Клинические критерии синдрома предменструального напряжения
I. В течение последнего года в большинстве менструальных циклов наблюдается пять или более из перечисленных ниже симптомов. Симптоматика сохраняется в течение последней недели фазы желтого тела, ремиттирует через несколько дней после нача ...
Исследование коммуникативных способностей женщин, ожидающих ребенка
Гармоничное взаимодействие предполагает наличие у матери определенных коммуникативных способностей. Исенина Е.И. выделяет два вида «базовых качеств матери»: качества матери как субъекта общения и качества матери как субъекта обучения. Кач ...
Навигация сайта