Психологическая готовность к школьному обучению

Страница 7

Говоря о доминировании отдельно взятого мотива, не следует забывать о том, что таким образом создается некая абстрактная модель, позволяющая лучше понять роль того или иного мотива в мотивационной сфере, но лишь приблизительно отражающая действительность, в которой абсолютное доминирование какого-то одного мотива почти не встречается.

Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности [32.]. Однако помимо индивидуальных свойств ребенка в доминировании в мотивационной сфере познавательного и социального мотива находятся и причины возрастно-психологического происхождения. Как уже отмечалось выше доминирование социальной мотивации при подготовке и посещение школ – свойство мотивационной сферы шестилетних первоклассников.

По мнению Ш.А. Амонашвили, основная характеристика мотивационной сферы шестилетнего ребенка – преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности. У ребенка 6 лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т.е. актуальное, хотение. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание, взвешивание, решение, стоит ли сделать это, поступить так. Утомление повышающую эмоциональную возбудимость, усиливает импульсную активность детей, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. Актуальные потребности и импульсная активность присущи и 7-летним детям, однако большой социальный опыт помогает им лучше регулировать своё поведение.[3]

Следовательно, по - разному у детей шести семи лет будет формироваться учетная деятельнос0ть. Различным будет вхождение в условия школьного обучения, адаптация к нему. Так, трудность шестилетнего ребенка заключается в отсутствии необходимого уровня произвольности, что осложняет процесс принятия новых правил преобладание позиционной мотивацией приводит к сложности формирования низшего уровня актуального развития для обучения в школе внутренней позицией школьника.

Психолого-педогогический статус первоклассника

Параметры психолого-педагогического статуса

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов

1.Познавательная сфера:

1.1Произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности.

Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий

Совершение учебных действий по правилу и образцу.

Поддерживать внимание на учебной задаче.

Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи.

1.2 Уровень развития мышления.

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычисления существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

1.3.Сформированность важнейших учебных действий.

Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана действия.

1.4.Уровень развития речи.

Понимание смысла текста и простых понятий. Использование речи как инструмента мышления(владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи)

1.5.Уровень развития тонкой моторики.

Способность к сложной двигательной активности при обучении письма и рисованию.

1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

Способность сосредоточенно работать в течении 15-20минут.Сохранение удовлетворительной работоспособности в течении всего учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2.Особенности общения и поведения.2.1.Взаймодействие со сверстниками.

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем.

2.2Взаимодействие с педагогами.

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и внеуроков. Проявление уважения к учителю.

2.3.Соблюдение социальных и этических норм.

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

2.4.Поведенческая саморегуляция.

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и др. ситуациях внутришкольного взаймодействия. Сдержаний непроизвольных эмоции желаний. Способность к ответственному поведению.(в рамках возрастных требований)

2.5.Активность и автономность поведения.

Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности.

3.Особенности мотивационно-личностной сферы.3.1.Наличие в характере учебной мотивации.

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного и социального мотива учения.

3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе.

Отсутствие выраженных противоречий между -требованиями школы(педагога и родителей)

-требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе.

4.1.Отношения со сверстниками,с педагогами.

Эмоционально -положительное восприятия ребенком системы своих отношений со сверстниками.

Эмоционально-положительное восприятия ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.2Отношение к значимой деятельности.

Отношение к себе.

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

Устойчивая положительная самооценка.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Память
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — ...

«Человеческий фактор» – основная причина снижения безопасности полётов самолётов ГА
Как следует из материалов расследования катастроф с самолетами А-320 авиакомпании «Армавиа» и А-310 авиакомпании «Сибирь», они были связаны с подготовкой экипажей. В связи с быстрым переходом авиакомпаний на эксплуатацию зарубежной техник ...

Основные стратегии организации профориентационной помощи
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представит и несколько дифференцированные направления работы, разбив их услов ...