К главным методам исследования принадлежат: метод наблюдения, метод опроса, метод тестирования, метод групповой оценки личности, метод эксперимента, метод изучения документов, метод социометрии.
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как "объективный", "субъективный" и "проективный".
Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта.
Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты.
Этот является наиболее распространенным в социально-психологических исследованиях и используется для выяснения, понимают ли испытуемые конкретные задания, жизненные ситуации, а также с целью получения информации об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведение личности. Опросы основываются на непосредственной (беседа, интервью) или опосредованной (анкетирование) социально-психологической взаимосвязи исследователя и испытуемого (респондента). Беседа дает возможность получить информацию на основе вербальной (словесной) коммуникации. При анкетировании, в отличие от метода беседы, не обязательный личный контакт. Используется опросный лист, который является совокупностью упорядоченных по смыслу и форме вопросов.
Анкетирование должно отвечать таким требованиям:
-вопросы на протяжении анкетирования должны оставаться неизменными;
-перед началом необходимо провести инструктаж о порядке заполнения анкеты;
- наличие гарантии анонимности;
- вопросы анкеты должны быть четкими, лаконичными;
- в начале анкеты вопросы должны быть простыми, достаточно осложнениями;
- вопросы должны учитывать индивидуально-психологические особенности респондента: возраст, пол, уровень образования, склонность и преимущество и так далее.
Каждая анкеты имеет определенную структуру и может содержать такие коммуникативные компоненты:
- эпиграф к анкете и обращение к респонденту (это делается с целью сотворения позитивного эмоционального настроя респондента, активации его умственной деятельности в нужном направлении, позитивного влияния на формирование мотивации к участию в опросе, подчеркивание роли общественной мысли);
- сообщения о цели исследования, условии анонимности опроса, использования полученных результатов и их значений, правил заполнения анкеты и объяснения;
основная часть анкеты, которая содержит вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондента;
- вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов (это своеобразная карточка респондента, его схематических портрет, который можно разместить как в начале, так и в конце анкеты).
Метод анкетирования дает возможность собрать много материала, изучить большое количество особ. Недостаток его - в зависимости информации от наличия или отсутствия установки в опрошенных на искренность ответах, способности респондента объективно оценивать поступки людей, свои качества как качества других.
Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические.
Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг другу методик.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрические характеристики.
Читайте также:
Паника: факторы возникновения, механизмы развития, предотвращение и
ликвидация
Па́ника (безотчётный ужас,) — психологическое состояние человека — безотчётный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей, неконтролируемое стремление избежать опасной с ...
Профессиональное обучение
На протяжении столетия профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь, прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного ...
Психогенетика в России
После переоткрытия законов Г. Менделя в 1900 г. во всех странах мира интерес к проблеме наследственности резко повысился. Не осталась в стороне и Россия. Первым откликом была серия статей русского ботаника И.П. Бородина, опубликованных в ...
Навигация сайта