Сущность и своеобразие памяти

Страница 2

♦готовность, представляющую собой важнейшую характе­ристику памяти, свидетельствующую о предрасположен­ности человека и его сознания всегда активно использо­вать всю запечатленную информацию;

♦длительность, свидетельствующую о ее способности удер­живать определенное время в своем сознании нужную ин­формацию (в связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память: кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение ин­формации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия; долговременная память — это память в интересах длительного сохранения информа­ции, которая часто запоминается после многократного повторения; оперативная память — это сохранение мате­риала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи).

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памя­ти в совокупности проявления своих особенностей характеризу­ют эффективность памяти в целом и конкретного человека — в частности.

Мышление

— это психический познавательный процесс от­ражения существенных связей и отношений предметов и явле­ний объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприя­тиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движе­нии предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаим­ные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими. В процессе восприятия, например, дере­ва человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и дру­гие части и особенности именно данного, отдельного, конкрет­ного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой ли­ствы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность де­рева, если не выяснить, какое значение для него имеют химичес­кий состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и пр. Только от­ражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии; в мышлении мы не только выделяем отдельные ча­сти предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом. Мыш­ление позволяет приникнуть в сущность явлений только одним путем — через отражение тех связей и отношений, которые име­ются у данного явления с другими явлениями. Это отражение свя­зей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом общем виде. В процессе мышления конкретный образ еди­ничного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанав­ливая связи и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредствен­ные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные про­шлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об об­щих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Проблемы адаптации к школе и успеваемости детей младшего школьного возраста
В нашем исследовании мы рассматривали связь уровня успеваемости детей с одним из факторов готовности и адаптации ребенка к школе – взаимоотношением с учителем. При проверке гипотезы о том, что успеваемость детей младшего школьного возраст ...

Характеристика выносливости
Наиболее важным двигательным качеством для здоровья является общая выносливость, физиологической основой которой является аэробная функция. Уровень выносливости является одним из основных критериев здоровья и коррелируется с другими показ ...

О формировании человека как личности и как объекта и субъекта общения
Общение и формирование личности. Вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, поправится и т ...