Двигаясь по пути социализации и индивидуализации, личность создает свою систему отношений к окружающим ее людям и предметам, к самой себе. В социальной психологии отношение личности к самой себе известно под термином "Я-концепция". По определению Т. Шибутани, "Я-концепция" - то, что человек значит для самого себя, это способ его поведения. Она формируется с помощью двух механизмов: персонификации и идентификации. Персонификация - перенесение своего "Я", своих личностных качеств на другого человека в процессе сравнения себя с ним. Идентификация - перенесение личностных качеств другого на самого себя, стремление актуализировать в своей личности те качества, которыми обладает избранник.
Этническая идентификация означает осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Для осознания необходимости этнической идентификации важны две основные потребности личности, которые вступают в противоречие друг с другом: 1) потребность принадлежности к общности, группе; 2) потребность в самобытности, уникальности своего "Я", уверенности в себе, независимости от других. Личности необходимо удовлетворить обе эти потребности и, следовательно, согласовать их между собой. Процесс согласования выражается в том, что человек, с одной стороны, удовлетворяя свою потребность в принадлежности к общности, идентифицирует себя с этнической общностью и формирует чувство "мы", а с другой стороны, удовлетворяя потребность в самобытности, отделяет свою общность, определяет ее специфичность в сравнении с другими общностями и формирует чувство "они".
Таким образом, основными путями формирования личности являются процессы социализации и индивидуализации, первая из которых подразделяется на социумизацию, этнизацию и культуризацию, а вторая складывается из самоопределения, самопроявления и самодостаточности. Этническая идентификация как осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности необходима для удовлетворения двух противоречивых потребностей: потребности в самобытности и независимости от других людей и в то же время потребности в принадлежности к группе. В стабильном обществе необходимость этнической идентификации находится в скрытом состоянии, актуализируется же она в нестабильном обществе, в ситуации межнационального конфликта.
Этническое - явление социально-психологическое. Этническая общность является субъектом этногенеза и оказывает значительное влияние на исторический процесс. Формирование этнической общности - первый этап в объединении людей, первичный способ организации их совместного бытия. Под этносом понимается большая социальная группа людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос - явление социальное по основе своего возникновения и психологично по способам своего проявления. Под социумом понимается большая социальная группа людей, объединенных на основе общей территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования (законы и социальные нормы) к различным событиям жизни, причем социум - явление общественное по форме и по сущности.
Так, социальная общность имеет две взаимопроникающие формы: этнос и социум. Следовательно, одна из главных задач этнопсихологии - в изучении типичных для личности качеств, интегрирующих ее с другими представителями данного этноса. Этническое - это целостная система отношений личности к миру людей (общество), к миру идей (идеология и мораль), к миру вещей (природа).
Современная (весьма условная, естественно) классификация этносов включает в себя.1. Гомеостатические и динамические этносы (основание для классификации - отношение к природе; 2. Комплиментарные и некомплиментарные этносы (основание для классификации - отношение к миру людей); 3. Креативные и аккомодативные этносы (основание для классификации - отношение к идеям, культурным ценностям).
Читайте также:
Психологические особенности этнического своеобразия
и культурного разнообразия поведения в современной западной этнической
психологии
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие кате ...
Ощущения
Ощущения – психические процессы отражения отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, непосредственно воздействующих на организм, а также внутренних состояний организма, возникающих в результате непосредственного воздействия опре ...
Структура, содержание и формы феномена общения
Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого ...
Навигация сайта