Заключение

Процесс познания » Заключение

Страница 2

Принцип созидания знаний, в отличие от проблемного метода, включает в себя сам учебный процесс, организованный определенным образом, предполагает и преобразование его основы, т. е. структуры содержания. Проблемное обучение оказывается включенным в принцип созидания знания в качестве одного из его составных частей. Важно сделать так, чтобы компоненты знаний были связаны по типу межрефлекторного взаимодействия. Отсюда вытекает структурообразующий принцип — взаимодействие компонентов знаний. Используя его, можно объективно отбирать нужные знания и отбрасывать такие элементы знаний, которые не взаимодействуют с другими.

Структура содержания конкретной учебной дисциплины базируется на трех источниках: 1) логике и структуре современного научного знания; 2) методе и логике познания данного предмета в общеисторическом процессе; 3) закономерности индивидуального познания мира.

Логика познания показывает, как естественным, объективным путем добывалось знание в общеисторическом процессе. Нельзя навязывать школьнику придуманный автором учебника путь, зависящий от его субъективного уровня знаний и системы взглядов. Логика познания и логика науки далеко не всегда совпадают. В содержании предмета обе должны сочетаться, преломляясь друг через друга. Общеисторический путь познания предполагает также адекватный содержанию метод познания. Метод индукции ограничен эмпирическим познанием. Вряд ли можно применять его, как это делается в современных методиках.

С его помощью невозможно познать предмет теоретически, выявить его глубинную сущность. Следование логике познания обеспечивает формирование адекватного содержанию метода теоретического познания, который может обеспечить осуществление принципа созидания знаний с помощью мыслительных действий.

[1] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988. – С. 26

[2] Там же

[3] Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1976. – С. 5

[4] Блонский П.П. Память и мышление. – М., 1979

[5] Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960

[6] Блонский П.П. Указ. соч. – С. 15

[7] Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе//Психологический журнал. – 1984. - № 1. – С. 21.

[8] ПлатонТеэтет//Соч.: в 3- т. Т. 2. – М., 1970

[9] Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 2. – М., 1978. С. 38

[10] Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. – Л., 1974

[11] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1952

[12] Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-на-Дону, 1987. – С. 50

[13] Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II. — М., 1981

[14] Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. — 1988. — № 16

[15] Пиаже Указ. соч.

[16] Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II. — М., 1981

[17] Пoддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II — М., 1981. С. 64

[18] Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч. В 6-ти т. Т. 2. – М., 1982

[19] Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1978. – Т. 1. С. 165.

[20] Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательного учения. – М., 1983

[21] Давыдов В.В. Виды общения в обучении . - М., 1972.

[22] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М 1932.

[23] Там же

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Внимание, память, мышление и речь
Внимание, память, мышление и речь входят в число позна­вательных процессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и пе­редавать его другим людям. Внимание — это избирательная напра ...

Специфика психологического изучения мышления
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального понимания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия. Во-первых, сущность предметов и ...

Общая характеристика структурных элементов склада психики личности
Основными структурными элементами склада психики личности являются интеллект (разум), чувства (эмоции), воля. Интеллект (разум) - система умственных способностей индивида, его возможности в познании и решении жизненных проблем. Интеллек ...