Международный проект "Геном человека" был инициирован благодаря многочисленным открытиям в области молекулярной генетики второй половины ХХ столетия. Эти открытия были отмечены целым рядом Нобелевских премий. Если в конце XIX - начале XX вв. человек являлся наиболее трудным объектом для генетических исследований (невозможность применения большинства экспериментальных приемов, длительная смена поколений, немногочисленность потомства, этические преграды), то с развитием молекулярной генетики к концу ХХ в. появилась возможность получать в достаточном количестве образцы ДНК человека и использовать их для генетических исследований. Одним из главных достижений молекулярной генетики конца ХХ в. стало открытие ДНК полиморфизмов, т.е. вариаций в тонком строении ДНК, отличающих одного человека от другого и являющихся отражением прошлых мутаций.
Это открытие позволило очень быстро продвинуться в расшифровке генетических последовательностей ДНК человека и в локализации генов на хромосомах. Стало очевидным, что весь геном человека может быть полностью расшифрован. В конце 80-х гг. были выделены первые средства на осуществление этого проекта. Директором проекта стал Джеймс Уотсон, американский генетик, широко известный во всем мире как один из первооткрывателей "двойной спирали" (молекулы ДНК). В октябре 1988 г., открывая проект, Дж. Уотсон заверил, что 3% ассигнований от ежегодного объема финансирования (а это 3% от 200 миллионов долларов каждый год) будет выделено на поддержку сопутствующих исследований и обсуждения этических, юридических и социальных вопросов, в том числе и в связи с возможными открытиями генов, имеющих отношение к поведенческим и психологическим признакам человека.
Когда проект только начинал свою работу, казалось, что для его завершения понадобится не менее 20 лет. Однако уже в 2000 г. усилиями ученых всего мира геном человека был прочитан. Его можно сравнить с книгой, которая содержит в себе последовательность знаков в 800 раз длиннее, чем Библия, однако смысл большинства "предложений" в тексте книги нам еще непонятен, и его предстоит расшифровывать еще долгие годы. Чем больше текста нашего генома удастся разгадать, тем больше появится возможностей для профилактики и лечения наследственных заболеваний, в том числе и таких, которые затрагивают психическую сферу человека.
Неудивительно, что в проекте "Геном человека" значительные средства выделяются на исследования по генетике поведения. Кроме тяжелых психических расстройств, таких как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, слабоумие, внимание ученых привлекают и различные формы девиантного поведения (алкогольная, наркотическая и другие формы зависимостей, склонность к жестокости и насилию, сексуальные отклонения). Широко исследуются наследственные и средовые причины отклонений в развитии, приводящие к нарушениям чтения, письма и счета у детей, гиперактивности и дефициту внимания, эмоциональным и поведенческим расстройствам. По-прежнему генетиков и психологов привлекает проблема наследуемости нормальных психологических признаков, связанных с когнитивной и личностной сферами человека.
Можно сказать, что в 90-х гг. ХХ столетия психогенетика шагнула в новую, молекулярную эру. Раньше ее возможности были ограничены вариационно-статистическими методами количественной генетики, которые позволяли лишь констатировать участие генотипа в формировании популяционной вариативности по тому или иному психологическому признаку. Сейчас же, благодаря развитию молекулярной генетики, появилась возможность для исследования механизмов наследственной детерминации поведения.
Широкие возможности современной генетики и медицины, связанные с разработкой и применением методов генной инженерии и других биотехнологий, уже сейчас позволяют осуществлять вмешательство в естественный ход развития и непосредственно в генетический аппарат человека (генотерапия). Дальнейшее совершенствование и развитие этих методов позволит применять их во все более широких масштабах. Естественно, что перед человечеством встают вопросы, связанные с правовой и этической стороной такого вмешательства. Эти аспекты современной генетики человека широко дискутируются на страницах научных и научно-популярных журналов, в средствах массовой информации, на различных симпозиумах и конгрессах. В связи с новыми открытиями и повышенным интересом к исследованиям в области генетики поведения разрабатываются многочисленные образовательные модули не только для студентов, но и для специалистов, имеющих дело с лицами, демонстрирующими девиантные формы поведения (например, для работников правовых органов).
Можно сказать, что благодаря проекту "Геном человека", психогенетика и генетика поведения в целом обрели широкую перспективу дальнейшего развития, и, возможно, недалек тот час, когда человечество найдет способы предотвращения и профилактики тяжелых наследственных заболеваний, поражающих мозг человека.
Читайте также:
Заключение.
Вспомни, вспомни луг зеленый -
Радость песен, радость плясок.
В. Брюсов
При заимствовании терапевтических методов становится актуальным вопрос его адаптации или лучше сказать адаптивности. Излишне заострять внимание на различиях межд ...
Психологическое развитие человека, динамика и
процесс развития
М.Я. Басов считал идею развития человека "краеугольным камнем" современной науки, проникновение которой в психологию определяет процесс ее перестройки, а генетический метод он называл "единственным надежным компасом, опреде ...
Определение конфликта и конфликтной ситуации.
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты.
Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов.
Конфликтная ситуация может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор – это такая диск ...
Навигация сайта