Проводимое нами исследование ставило перед собой целью изучение особенностей профессионального самоопределения на разных этапах развития личности. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что на профессиональное самоопределение личности влияют социальные условия и межличностные отношения в коллективе.
Чтобы доказать нашу гипотезу мы изучили подходы к понятию профессионального самоопределения, особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности, профессиональное самоопределение старшеклассников, на основе эксперимента выделяли факторы влияющие на выбор профессии и сделали вывод о том, что:
1. Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.
2. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
3. Профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды. Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные трудовые пробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность, получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов, способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. На этапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии, формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той или иной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А.Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.
4. Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора.
5. На правильность профессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
6. В ходе эксперимента мы установили, что такие факторы как способности и склонности учли наибольшее количество испытуемых 94%. Информированность оказывает влияние лишь на 12%. Требования по состоянию здоровья учли 67%. Мнение родителей оказывает влияние лишь на 45% испытуемых, а влияние родителей признают 72%. Мнением учителей заинтересовались лишь 17%. Мнение и советы друзей интересует 33% испытуемых, а мнение одноклассников не учитывают все 100% испытуемых.
Читайте также:
Проблема достоверности личностных опросников.
Личностные опросники нередко оказываются объектом критики: в силу того что самоописание позволяет испытуемому дать о себе ложные сведения, легко исказить реальную картину. Естественно, если исходить из предложения о том, что эта возможнос ...
Методика и программа исследования
Проблема исследования: педагогическая запущенность в младшем школьном возрасте
Цель исследования: выявление и изучение психологических особенностей педагогически запущенных младших школьников
Задачи исследования:
1. Изучение особенност ...
Понятие психики. Психические явления
Психика
- способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активно ...
Навигация сайта