Ежегодно тысячи юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям. При этом большая часть молодых людей сталкивается с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством. Причинами этих затруднений является то, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десятки профессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, однако ему предшествуют этапы:
1. Первичный выбор профессии, он характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда ещё не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;
2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
3. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования;
4. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;
5. Самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Итак, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. [13]
Целью нашего исследования является изучение особенностей профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
Объектом нашего исследования является профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности.
Предметом исследования являются особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
Гипотеза – предположим, что на профессиональное самоопределение личности влияют социальные условия и межличностные отношения в коллективе.
Цель исследования и выдвинутая нами гипотеза позволяют сформулировать конкретные задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью выделить основные теоретические положения вопроса.
2. Выявление особенностей профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
3. Определить факторы, влияющие на выбор профессии.
4. Разработать рекомендации для преподавателей и старшеклассников.
- Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение».
- Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
- Профессиональное самоопределение старшеклассников.
- Контингент испытуемых и методики исследования.
- Рекомендации для преподавателей и старшеклассников.
- Заключение.
Читайте также:
Общепсихологические воззрения М.Я. Басова и их значение для педагогической
психологии
В 1923 году появилась в печати книга М.Я. Басова "Воля как предмет функциональной психологии". Для педагогической психологии важнейшее значение имел развиваемый в ней тезис о регулирующей функции воли как особой форме организаци ...
Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и анализ причин дезадаптации
Адаптация к школе-перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организационному школьному обучению «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведёт к адаптированнос ...
Показания для применения символдрамы
Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое “декондиционирование” (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы повед ...
Навигация сайта