Норма. Виды нормы

Страница 2

Идеальные нормы возникали в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие, и фиксировались в так называемых нормативных науках, например педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества.

В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Мас-лоу и др. Это направление характеризуют как «психологию эталонов», поскольку психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии.

Отсутствие идеала или стремления к нему — это признак ненормальности. Одинаково ненормально, когда человек имеет много противоречивых идеалов, резко их меняет или считает идеалом нечто, с точки зрения общества идеалом не являющееся.

В общей группе расстройств личности лица с проявлениями устойчивого безответственного поведения определяются как социопаты. Другое определение социопатии — незрелость личности и ее неадекватность. Речь идет об индивидуумах с ослабленной структурой личности, что обычно обусловлено совокупностью проблем, возникающих при столкновении человека с обществом.

Очевидно, что именно идеальные нормы заложены в определении Всемирной организацией здравоохранения здоровья человека как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов.

Социальная норма. Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы обладают общими основными свойствами — объективностью, историчностью, универсальностью, схематичностью, безусловностью.

Наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности (целей, идеалов, ценностей), образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкций за уклонение от них составляет основы социального контроля в любом сообществе. Моральные нормы как вид социальных регулируют нравственное поведение и взаимоотношения людей, служат основанием оценки их поступков.

Социальные нормы — феномен достаточно изменчивый во времени и пространстве. Например, гомосексуализм в Древней Греции был составляющей культуры общества, во времена инквизиции за него сжигали на кострах, он преследовался православной церковью, сейчас наступило время его реабилитации.

Другой пример дают исследования трансформации социальных отношений в российском обществе. Советская идеология воспитывала психологию коллективизма, сегодня на смену ему приходит индивидуализм.

Групповая норма. Это специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм позволяет ей соотнести поведение каждого ее члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление социального контроля активности членов группы.

Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, однако они нередко порождают ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в изменившихся условиях.

Специалисты-психологи и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не нормы» все еще не разработаны. Применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно. Наиболее удачной, хотя и громоздкой, считают формулировку Г.К. Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:

— детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;

— соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);

— максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;

— гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

— адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;

— соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;

— удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними;

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития
В общей проблематике исследований прогрессивного развития зрелой личности особое место принадлежит собственно ее личностно-профессиональному развитию. Личность развивается в деятельности, а большинство видов деятельности являются професси ...

Профессиональный психологический отбор
Одним из этапов в реализации стремления к профессиональному мастерству основе учета характера склонностей, интересов и возможностей конкретного: вида является проведение профессионального отбора кандидатов на обучение или выполнение реаль ...

Особенности личности несовершеннолетнего осужденного
Характерологические и личностные особенности несовершеннолетних осуждённых, которым решением суда назначено наиболее строгое наказание- лишение свободы - представляется целесообразным рассмотреть с учётом их психических различий, социальн ...