Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Певческие навыки, которые ребенок приобретает легко и быстро, взрослому даются с трудом. Об этом свидетельствуют научные исследования и данные педагогической практики.
Кроме того, в процессе традиционного разучивания песен, когда педагоги работаю фактически только над чистотой интонирования и не занимаются собственно постановкой голоса, у детей стихийно формируются неверные певческие механизмы, плохо поддающиеся перестройке. Хор в детском саду традиционно строится без учета природных типов певческих голосов детей, в то время как эти типы слышны уже в криках новорожденных младенцев. Со всем этим связаны отрицательные характеристики звучания певческих голосов детей-выпускников детских садов, недостатки в интонировании мелодии голосом, большое число детей с низки уровнем слухо-вокальной координации.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться собственно певческий аппарат гортани – появляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности.
Все более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинство детей на шестом году жизни могут воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии (3-й этап) и на этом фоне чисто интонировать ее отдельные отрезки (4-й этап). На седьмом году примерно треть детей чисто интонируют мелодию в целом с аккомпанементом (5-й этап) и лишь отдельные дети чисто поют ее без аккомпанемента (6-й этап).
Сам певческий голос пока очень слаб; однако если правильно ведется работа по его постановке, многие дети начинают петь звонко, полетно, легко. Более ярко проявляется присущий ребенку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание.
Задачи развития пения у детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, чтобы:
- охранять, беречь детский певческий и речевой голос. Учить детей слушать и слышать красоту звучания певческого голоса человека;
- формировать у детей потребность и умение подпевать взрослому, а затем петь выразительно и музыкально, никогда не форсируя звук;
- способность становлению резонансных ощущений в пении;
- учить детей четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные звуки;
- научить читать стихи, тексты песен нараспев в медленном темпе за счет протяжного произношения ударных гласных;
- учить свободно, без «зажимов» петь короткие распевки и песни в удобной тесситуре, соответствующе типу звучания голоса ребенка;
- учить распределять дыхание;
- развивать чистоту интонирования мелодии голосом;
- развивать исполнительские способности.
Задачи развития пения у детей старшего дошкольного возраста:
- давать детям возможность слушать красиво звучащие и доступные им по содержанию сольные т хоровые вокальные произведения;
- продолжать работать на формированием резонансных ощущений в пении;
- работать над артикуляцией гласных и согласных в пении;
-Продолжать работать над певческим голосом, главным образом, в примарном диапазоне – центральной части общего диапазона голоса каждого ребенка; затем расширять диапазон за счет вниз;
- работать с хором с учетом трех природных типов голосов;
- формировать основные певческие умения – петь в «высокой позиции», обеспечивающей звонкость и полетность звука; ощущать его резонирование; пропевать, «проливать» длинные, опорные звуки мелодии песни; петь легко, без напряжения, выразительно.
- продолжать развивать у детей в пении музыкальные и исполнительские способности.
Содержание и условия педагогической работы должны быть следующие:
У каждого ребенка необходимо определить по тембру тип звучания речевого и певческого голоса, общий и примарный диапазоны и в соответствии с этими данными разделить детей на три подгруппы: с высокими, средними и низкими голосами.
Начинать работу с речевого этапа, на котором организуются согласные и гласные звуки, артикуляционный аппарат в целом.
В процессе специальных двигательных игровых упражнений формировать необходимые ощущения и свободу звукоизвлечения.
Использовать и укреплять в голосе ребенка главным образом примарный диапазон, не «тянуть» голос вверх.
Перед работой над песнями распевать детей по голосам.
Формировать правильное положение корпуса во время пения: спина прямая, грудь развернутая.
В группе детского сада и семье должна звучать нефорсированная, негромкая речь ребенка и взрослых. Таким же нефорсированных, негромким и свободным должно быть пение взрослых и детей.
Занятия с хором необходимо сочетать с работой по подгруппам голосов и индивидуальной работой.
Вокальный репертуар должен позволять всем детям участвовать в хоровых занятиях и петь в удобной для них тесситуре. Организация такого репертуара предполагает транспонирование имеющихся песен в нужные тональности, использование песен, в которых запев и припев удобны детям с разными голосами.
Читайте также:
Виды и применения грпповой психокоррекци
Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, вза ...
Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции
Христианская мораль – основа европейской культуры ХIХ века и основной источник теории Фрейда.
Базисное понятие христианской морали – понятие о первородном грехе, которому подвержены все, включая младенцев. Мне приходилось держать в руках ...
Основные этапы становления и развития психогенетики
Всю историю становления и развития психогенетики можно условно поделить на пять этапов. Периодизация первых трех этапов была предложена в 1973 г.В. Томпсоном и Г. Уайльдом (Thompson W. R., Wilde G. J. S., 1973).
Первый этап (1865 - начал ...
Навигация сайта