Проблемы мотивации в психологической науке

Другая психология » Проблемы мотивации в психологической науке

Страница 1

Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о нужде как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду как основную движущую силу.

Гераклит утверждал, что потребности определяются условиями жизни.

Сократ считал, что человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными.

У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».

Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеют природные основания.

Б.Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.

П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы потребности приводят в действие наш ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.

Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно эстетических потребностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь.

Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р.Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира (здесь смыкаются взгляды Р Вудвортса и А.А. Ухтомского на доминанту и, по существу, рассматривается потребность как доминантный очаг возбуждения).

В первой половине 20-го столетия в разны странах мира почти одновременно началась плодотворная работа выдающихся основоположников современных направлений в изучении мотивации. З Фрейд в Австрии, Ню Ах и К. Левин в Германии, И.П.Павлов и Е.Н.Соколов в России, У. Мак Дауголл а Англии, Ую Джеймс и Э Торндайк в Америке внесли решающий вклад в создании подходов в исследованию мотивов и мотивации, которые интенсивно развиваются до настоящего времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Методологическая структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей[1]: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, ...

Самовнушение по Э. Куэ
Внушение старо как мир. Словесное воздействие на психику больных использовали с лечебной целью Платон, Аристотель, Гиппократ. Долгое время внушение было окружено ореолом таинственности, загадочности и мистического страха. В настоящее врем ...

Методы диагностики ПТСР.
В мировой психологической практике для диагностики ПТСР разработан и используется громадный комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. Основным клинико-психологическим методом выступает струк ...