Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства управления деятельностью

Другая психология » Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации » Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства управления деятельностью

Страница 2

Психическое состояние человека зависит от характера его взаимоотношений с людьми, которые могут быть построены на взаимной симпатии, взаимопонимании или при наличии антипатии, нежелания понимать друг друга. Большую роль в этом, в частности, играет искусство общения. Отсутствие тактичности, умения и желания понимать людей, неадекватные по этой причине их действиям поступки приводят к нездоровым отношениям, к постоянным конфликтам, напряженности.

Говоря о психических факторах, отрицательно воздействующих на здоровье и приводящих к расстройству нервной системы, сердечно-сосудистым и прочим заболеваниям, обычно отмечают негативную роль, которую играет в этом неотреагированность отрицательных эмоций, состояние фрустрации, ведущее, в частности, к нарушению гормонального баланса организма (появлению избытка адреналина и норадреналина). Но немалый вред приносит и несдержанность эмоций. Помимо того что при таком поведении человек сам себя взвинчивает, нервируя окружающих, он понижает и плоды своих «трудов» в виде ответных реакций с их стороны. Таким образом, он сам создает себе нездоровую микросреду, приводящую к ослаблению ЭУ.

Эмоциональная неустойчивость – результат таких форм деятельности человека, которые приводят к хроническому недовосстановлению нервной системы (к той или иной степени ее истощения). Истощение нервной системы возникает в результате чрезмерно сильной или длительной (иногда постоянной) психической напряженности, не сбалансированной полноценным восстановлением сил. В то же время ЭУ снижается и при отсутствии достаточно больших эмоциональных переживаний, оказывающих тренирующее воздействие на психику. Ведь нервная система так же тренируема, как сила мышц или физическая выносливость. Ее можно поддерживать в хорошей спортивной форме, а можно, наоборот, систематически расшатывать.

В то же время большинство людей связывают ЭУ с врожденными особенностями нервной системы: крепкая нервная система «железные нервы» – человек устойчивый, мужественный, слабая – неустойчивый, робкий. Такой взгляд является ошибочным, поскольку сама сила нервной системы – показатель непостоянный, она зависит от целого ряда факторов.

Слабость нервной системы может быть просто результатом её истощения, обусловленного слишком большой величиной психической нагрузки. Следовательно, психическую нагрузку нужно уметь дозировать, поддерживать на оптимальном уровне.

Наблюдается следующая цепочка взаимовлияний деятельности и нервной системы. Содержание, характер и объём деятельности, в первую очередь зависящие от целей человека, являются причиной возникновения того или иного эмоционального состояния (ЭС). ЭС приводит к определенному физическому состоянию нервной системы, от которого, в свою очередь, зависит характер протекания ЭС, которые следуют далее, а также – итоговое эмоциональное состояние.

Текущее состояние нервной системы зависит и от врожденных особенностей, влияющих на её чувствительность и выносливость к психическим воздействиям. Но пределы выносливости нервной системы ограничены, а объем психической нагрузки, которую неразумная организация деятельности может на нее взваливать, безграничен. Именно в силу этого личностные факторы и оказывают наибольшее влияние на ЭС и ЭУ.

Какое эмоциональное возбуждение является оптимальным для деятельности и состояния человека? В силу явления суммации высокий исходный уровень эмоционального возбуждения при попадании человека в стрессовую ситуацию часто приводит к его повышенной раздражительности, возникновению перевозбуждения, в результате чего быстро иссякает нервная энергия, нарушается координация движений, ухудшается качество мышления и пр.

В то же время в определенных ситуациях требуется большой уровень возбуждения, который, возникнув в соответствующий момент, не только не приводит к снижению работоспособности, но, наоборот, увеличивает ее. Всё зависит от того, в какой степени эмоциональное возбуждение является адекватным определенной обстановке, решаемым задачам.

Низкий уровень возбуждения необходим в предрабочий период, во время восстановления сил, высокий – когда нужно преодолеть большие трудности в деятельности. Например, при установлении спортсменом рекорда высочайшее эмоциональное возбуждение является одним из главных условий успеха. Важно лишь, чтобы сильное эмоциональное возбуждение не возникало преждевременно, чтобы нервная энергия не израсходовалась непроизводительно, чтобы ее оказалось достаточно в решающий момент.

Нужно учитывать также, что факторы, обусловливающие образ жизни человека, протекание его практической и умственной деятельности, могут быть как временными, так и постоянными. В последнем случае они становятся причиной того или иного обычного для человека психического состояния, в силу чего и воспринимаются как проявление врожденных особенностей его нервной системы. Ведь, несмотря на текучесть, изменчивость психических состояний у каждого человека, благодаря имеющимся у него стабильным, характерным для него формам (стилю) поведения, образу мыслей, привычным эмоциональным реакциям на определенные воздействия, возникают типичные для него эмоции, состояние нервной системы.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Профессиограмма библиотекаря
Библиотекарь – человек, который работает в библиотеке и выдает людям книжки. Это вполне понятное и привычное для всех определение. Однако в настоящее время, когда электронно-вычислительная техника прочно вписалась во все сферы деятельност ...

Меры, направленные на социальную адаптацию бывшего преступника
Российское уголовно-исполнительное законодательство с целью облегчения процесса социальной реадаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривает следующие социальные гарантии для бывших заключенных. Согласно ч. 1 ст. 180 Уголовно ...

Классификация акцентуаций характера у подростков
В 1964 году К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера и 6 типов акцентуаций темперамента. На основе этих описаний Шмишек в 1970 году разработал личностный опросник, предназначенный для диагностики 10 акцентуаций у ...