Заключение

Проведенное дипломное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Зарубежная психология имеет значительные традиции в изу­чении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за 100-летний период, отражается в разнообразии подходов и тео­ретических платформ. Можно условно выделить два этапа в ис­тории изучения конфликта: начало XX

в. — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века кон­фликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рас­сматривался как составная часть более широких концепции (например, в психоанализе или социометрии). Психологов инте­ресовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как централь­ное звено исследования.

2. На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается по­нятийный аппарат психологической теории конфликта [27]. В этот период появляются публикации отечественных ученых, по­священные анализу зарубежных исследований конфликта. Ко­личество публикаций менялось в зависимости от отношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический харак­тер. Пик критики приходится на годы застоя, когда интенсивно пропагандировалось бесконфликтное развитие нашего.

3. Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема кон­фликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляются само понятие «конфликт» и его производные.

4. Библио­графический анализ позволил выявить одиннадцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социо-биология, социология и философия. Количественный анализ пуб­ликаций за 70 лет с момента выхода первой.

Читайте также:

Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств
Необходимость эволюционного (возрастного) рассмотрения личностных нарушений диктовалась всем историческим ходом развития естественно - научных знаний. Влияние идей Ч. Дарвина нашло своё отражение и в психиатрии. Ещё в 1871 г. он отмечал в ...

Причины акцентуаций характера у подростков
Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психик ...

Технические приемы в психоаналитически-ориентированной терапии
Возникновение психоанализа как особой системы теоретических воззрений было неразрывно связано с появлением и особой терапевтической техники, пришедшей на смену гипнозу, который Фрейд практиковал до того, как начал создавать свое учение. А ...