Психологическое развитие человека, динамика и процесс развития

Другая психология » Психологические взгляды М.Я. Басова » Психологическое развитие человека, динамика и процесс развития

Страница 3

Игры детей и их обучение отличаются от реального трудового процесса. Но и они строятся на психологических началах, присущих труду: осознанная цель, которая регулирует действия, осознанная координация этих действий и т.п.

В советской психологии впервые с совершенно новых позиций поставил проблему психологии игры и поведения М.Я. Басов.

Свобода во взаимоотношениях со средой, по мысли М.Я. Басова, и приводит к особому виду поведения, главной движущей силой и особенностью которого является процессуальность.

М.Я. Басову принадлежит:

во-первых, введение в психологию понятия об общих типах деятельности, характеризующих отношение человека как активного деятеля к окружающей его среде,

во-вторых, отказ от чисто натуралистических теорий игры, видевших ее источники внутри личности, а не в системе взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью.

М.Я. Басов во многом еще отождествлял деятельность и активность, находился под влиянием поведенческой психологии, анализировал поведение по схеме "стимул - реакция". Но вместе с тем мы находим у него, пусть еще недостаточно определенные, предвестники учения о типах деятельности.

[1] М.Г. Ярошевский. Психология в ХХ столетии. М., 1971. – С. 7-35.

[2] Там же

[3] Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва – Рига., 1995. – С. 25 -34.

[4] Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996. – С. 56-60.

[5] Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Ярошевский М.Г. Психология науки. М., Флинта, 1998. – С. 11-17.

[6] Марцинковская Т.Д. История психологии. М., Академия, 2001. – С. 34-37.

[7] Ярошевский М.Г. История психологии. М., Академия, 1996. – С. 22.

[8] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. – С. 28-33.

[9] Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., Евразия, 1998. – С. 12.

[10] Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., Алетейя, 2001. – С. 5.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Память
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — ...

Переживание межличностного конфликта
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает ...

Динамика ценностных ориентаций молодежи
При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несо ...