Период младенчества

Страница 2

Таким образом, развитие руки – и как органа действия, и как органа осязания – запаздывает по сравнению с развитием зрения. Сидение, стояние, ползание и ходьба формируются еще позже, во вторую половину первого года жизни.[Э, стр.35]

Д.Б. Эльконин цитирует работу Н.М. Щелованова «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях»(М., 1955): «В самом ходе развития движений младенца отмечаются особенности, резко отличающие его от детенышей животных. На втором месяце начинает функционировать кора полушарий мозга, о чем свидетельствуют факты образования условных рефлексов со всех воспринимающих органов, включая зрительный и слуховой. В то же время движения двухмесячного младенца еще крайне несовершенны. У большинства животных движения или уже организованы к моменту рождения, или оформляются прежде, чем могут быть образованы какие-либо условные рефлексы с высших воспринимающих органов или анализаторов, т.е. с глаза или уха. Таким образом, у младенца сначала оформляются высшие анализаторы, зрительный и слуховой, - вплоть до их кортикальных отделов, и только после этого начинают развиваться движения.

Неодинаково значение различных анализаторов в развитии движений. У младенца преобладающую роль играют внешние анализаторы – частично кожные, а главным образом – зрительные и слуховые. Внутренние анализаторы – мышечно-суставный и вестибулярный – у младенца обычно работают под преобладающим влиянием внешних» (Э, стр.36).

Таким образом, общий принцип развития детей – раннее включение коры полушарий мозга в процесс образования всех основных форм поведения ребенка. Порядок развития движений наследственно не фиксирован, а зависит от воспитательных воздействий. У одного ребенка раньше может появиться сидение, а потом стояние, у другого же наоборот(то же относится к ползанию и ходьбе).

Развитие глаз к четвертому месяцу жизни позволяет ребенку лишь следить за движущимся объектом. Нет еще ни движения самих глаз по предмету(рассматривания), ни зрительного поиска предмета.

Развитие руки как анализатора начинается с появления у ребенка ощупывающих движений на четвертом месяце жизни. Вначале он ощупывает свои ручки, потом появляется ощупывание пеленок и одеяла. Принципиальное содержание этой реакции заключается в том, что рука движется не за предметом, а по предмету.

К пяти месяцам формируется акт хватания. В начале формирования этого акта самого хватания, собственно еще нет, ибо ребенок тянется к предмету без типичного положения кисти для схватывания и не удерживает предмета.

Акт хватания:

· связан с образованием зрительно-двигательных координаций;

· представляет собой первое направленное действие;

· является важным условием развития самых разнообразных манипуляций с предметом.

Развитие зрительно-двигательных координаций связано также с тем, что к шестому месяцу жизни ребенок может уже самостоятельно садиться. К семи месяцам связь между восприятием предмета и движением для его захватывания устанавливается почти мгновенно: увидев предмет на доступном расстоянии. Ребенок сразу направляет к нему ручки и захватывает его. Сам акт хватания при этом совершается с противостоянием большого пальца всем остальным. На протяжении второго полугодия жизни особенно развиваются ручные движения.

Ориентировочный рефлекс приобретает характер особенно сильной реакции на новое. Экспериментаторы предлагали ребенку какой-либо новый предмет (куб, цилиндр – разной величины и разного цвета). Предмет вызывал у ребенка сильный ориентировочный рефлекс. После того, как предмет находился у ребенка 15-25 минут, он отбирался и затем давался уже в комбинации с другим предметом, отличавшимся цветом или формой. Было установлено, что при таком повторном предъявлении «старого» предмета совместно с «новым», ребенок преимущественно реагирует на «новый».

Побуждающий характер «новизны» для деятельности ребенка этого возраста позволяет понять механизм повторных и цепных действий, включая сюда и активное рассматривание, связанное с манипулированием предметом. Такое рассматривание заключается в том, что ребенок ставит предмет во все новые и новые положения до тех пор, пока не будет исчерпана «новизна» предмета и не угаснет ориентировочный рефлекс на него.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Основные методы профориентации
Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики; 2) психотехническую модель, где отражены условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возмож ...

Послеродовые психозы
Частота послеродовых психозов составляет один на пятьсот родов. Чаще встречаются у первородящих, страдавших в прошлом серьезными истерическими расстройствами, при наличии истерических расстройств в семейном анамнезе; у рожавших вне брака ...

Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и анализ причин дезадаптации
Адаптация к школе-перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организационному школьному обучению «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведёт к адаптированнос ...