Представления о способах ролевого взаимодействия между мужчинами и женщинами в общественных и семейных отношениях практически идентичны в обеих возрастных группах. Результаты исследования показывают, что юношам и девушкам свойственна неустойчивость гендерной схемы: у большинства студентов выявлено отсутствие гендерных схем, характеризующих наличие традиционного, патриархатного сознания, при этом выраженность эгалитарных установок, ориентированных на свободу и личное мнение, также очень низкая.
Несформированность представлений о способах ролевого поведения в межличностном общении может быть связана с отсутствием у юношей и девушек устойчивого опыта ролевого взаимодействия, характерного для более старшего возраста. В ряде случаев (в неполных семьях) причиной несформированности ролевых представлений ребенка может являться выполнение одним из родителей функций и отца, и матери.
Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют о гендерных различиях и возрастной динамике по ряду показателей гендерной идентичности на разных этапах юношеского возраста.
Внутриличностный ролевой конфликт проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности, и способность разрешать такого рода конфликты являются необходимым условием гармоничного развития личности.
Исследование внутриличностного ролевого конфликта в зарубежной психологии имеет длительную историю и берет свое начало с 60–х годов ХХ века, когда появились исследования «ролевого конфликта работающей женщины» (A. Symonds, G. K. Baruch, R. C. Barnett, D. Nevill, S. Damico ets.). Впоследствии R.Kopelman, J. Greenhaus and T. Connolly и A. Christopher, Higgins, Linda E. Duxbery включили в исследования внутриличностного ролевого конфликта мужчину, показав, что муж работающей женщины, который и сам тоже работает (бикарьерные семьи), также испытывает внутриличностные проблемы. В отечественной психологии собственной теоретической базы по данной проблематике не существует, хотя можно ожидать, что специфика социально-экономических, политических условий может привести к иным вариантам проявления гендерного внутриличностного ролевого конфликта у мужчин и женщин. Для изучения данной проблемы также необходим соответствующий инструментарий, позволяющий выявлять особенности, механизмы и факторы протекания гендерного внутриличностного ролевого конфликта.
В связи с этим, нами была поставлена цель адаптировать американскую модель внутрличностного ролевого конфликта, предложенную R.Kopelman, J. Greenhaus and T. Connolly и модифицированную A. Christopher, Higgins & Linda E. Duxbery, включая тест диагностики выраженности гендерного внутриличностного конфликта с позиций данной модели. Согласно исходной концепции, внутриличностный ролевой конфликт выявляется в нескольких аспектах: "в связи с работой", "в связи с семей" "в связи со столкновением работы и семьи", и в аспектах удовлетворенности работой, семьей, жизнью в целом). Методика была переведена и проведено исследование по ее адаптации в соответствии с общими требованиями (Л.Ф. Бурлачук). С применением данной методики было проведено исследование с целью выявления особенностей проявления внутриличностного конфликта у мужчин и женщин в связи с особенностями ценностных установок и гендерных характеристик личности.
Всего в исследовании принимало участие 100 респондентов, из них женатых мужчин - 74% (20 – 55 лет), замужних женщин - 27% (18 – 55 лет), относящихся к разным профессиям и принадлежащих к разным национальностям.
Гендерные характеристики определялись с помощью методики «Определение психологического пола (гендерного типа) личности» представляющей собой адаптированный и модифицированный вариант известной методики S.Bem – BSRI (1974) (О.Г. Лопухова, 2001). Ценностные установки определялись на основании списка жизненных целей и ценностей, относящиеся к маскулинному и феминниному типу установок личности (Мдивани М.О., Лопухова О.Г.). К маскулинным относятся: «зарабатывать много денег», «иметь высокий социальный статус», «обеспечивать материальное благополучие семьи» и т.д., а к фемининным – «сохранять крепкую, дружную семью», «чувствовать по отношению к себе любовь и заботу», «психологически участвовать в жизни своих детей, проводить с ними много времени» и т.д.
Читайте также:
Определение навыка, его формирование
Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения» (С.Л. Рубинштейн). Однако сама проблема навыка ...
Причины возникновения опасного поведения личности
Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятельнос ...
Младший школьный возраст
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельност ...
Навигация сайта