В современных исследованиях эмпатия изучалась как свойство личности, а также рассматривались структура и некоторые механизмы эмпатического процесса. Результатом этих исследований стало понимание эмпатии как интегрального психического явления, которое на уровне психического процесса состоит из трех последовательных этапов – сопереживание, сочувствие, содействие, каждый из которых характеризуется определенной конфигурацией активности эмоциональной, когнитивной и регулятивной сфер психического. На личностном уровне эмпатия - это способность к эмпатированию, т.е. латентная склонность к активации эмпатического процесса. Однако такое понимание эмпатии не позволяет говорить о ее успешности и, соответственно, не дает возможность выявить факторы успешности эмпатического процесса, как глубины понимания состояния объекта эмпатии. Естественно, следствием являются трудности в ее диагностике и развитии.
Целью нашего исследования было выявление индивидуальной стратегии эмпатирования, как индивидуально-специфического способа достижения понимания состояния объекта эмпатии в результате эмпатического процесса. Объектом исследования выступал эмпатический процесс, а предметом – индивидуальные стратегии эмпатирования. Индивидуальная стратегия эмпатирования понималась нами как определенный индивидуально специфический способ протекания эмпатического процесса, который связан с количественными (последовательностью, длительностью, мерой) особенностями включения эмоциональных и когнитивных механизмов эмпатирования и характеризуется большей или меньшей эффективностью. Была выдвинута гипотеза о том, что существует несколько типов взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии, которые будут различаться в зависимости от уровня синергетичности-антагонистичности и меры включенности в процесс соответственно когнитивных и эмоциональных механизмов.
Исследование проводилось в течение февраля-апреля 2006р. на выборке из 65 студентов 1-3 курсов механико-математического факультета и факультета социологии и психологии (специальность социология) КНУ им. Т.Шевченка. Данная выборка была выбрана на основе предположения (теоретическое и эмпирическое обоснование) о том, что представители гуманитарных и технических профессий будут иметь разные стратегии взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии.
В исследовании была использована нами разработанная и прошедшая психометрическую проверку методика "Исследования эмпатической реакции в актуалгенезе", которая направлена на диагностику следующих параметров эмпатического процесса: 1)склонность к актуализации эмпатической реакции; 2)длительность фазы сопереживания; 3)уровень эмоциональной включенности 4)глубина понимания психического состояния объекта эмпатии. Дополнительно анализируются актуализация, проявление и относительное доминирование эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии на разных этапах разворачивания эмпатического процесса. С целью выявления когнитивных механизмов, которые актуализируются в эмпатическом процессе, мы также исследовали склонность исследуемых к творческому мышлению (стандартные методики "Необычное использование" "Дополнение фигуры" "Общие проблемы").
При обработке результатов анализу подлежали следующие параметры эмпатического процесса: уровни эмоциональной включенности и актуализированности когнитивного компонента, а также их соотношения на всех этапах исследования, уровень децентрации и склонности к творческому мышлению, качество сочувствия – понимание состояния объекта эмпатии – как результативная характеристика успешности процесса. Выбор параметров был осуществлен таким образом, чтобы максимально точно исследовать взаимодействие эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии и выделить индивидуальные стратегии эмпатирования, а также обнаружить меру успешности каждой стратегии. На основе анализа результатов было выделено шесть индивидуальных стратегий эмпатирования: 1. Смешанная стратегия, синергетичность взаимодействия компонентов, низкий уровень децентрации и творческого мышления, высокий уровень эмоциональной включенности, высокое качество сочувствия. 2. Смешанная стратегия, синергетичность взаимодействия компонентов, высокий уровень децентрации и творческого мышления, высокий уровень эмоциональной включенности, наивысшее качество сочувствия. 3. Эмоциональная стратегия, антагонистичность взаимодействия компонентов, низкий уровень децентрации и творческого мышления, высокий уровень эмоциональной включенности, высокое качество сочувствия. 4. Когнитивная стратегия, антагонистичность взаимодействия компонентов, низкий уровень децентрации и творческого мышления, низкий уровень эмоциональной включенности, низкое качество сочувствия. 5. Когнитивная стратегия, отсутствие взаимодействия с эмоциональной включенностью, высокий уровень децентрации и творческого мышления, высокое качество сочувствия. 6. Эмоциональная стратегия, отсутствие связи с уровнем творческого мышления, высокий уровень эмоциональной включенности, высокое качество сочувствия.
Читайте также:
Внимание, память, мышление и речь
Внимание, память, мышление и речь входят в число познавательных процессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать его другим людям.
Внимание
— это избирательная напра ...
Профессиональное и психологическое развитие личности студентов
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и психологического развития студентов современных ВУЗов и отследить динамику их развития.
В соответствие ...
История возникновения психогенетики
Большинство направлений в науке возникает в связи с запросом общества или рождается в результате практической деятельности человека. Если говорить о генетике в целом, то совершенно очевидно, что практическая генетика уходит корнями в глуб ...
Навигация сайта