На двойственность и противоположность смыслов обращали внимание исследователи когнитивной теории. В середине ХХ века американским психологом Д. Келли была разработана концепция когнитивной психологии, опиравшаяся на выделенные им в человеческом сознании конструкты. Основной постулат этой теории сводился к некоторым процессам личности, которые протекают в русле психических каналов (эмоции, чувства), в рамках которых человек прогнозирует события и содержания этих событий. Келли предполагает, что люди ведут себя как исследователи. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не было бы двух мнений. В этом плане характерна типизация главных опор его когнитивной психологии, которые он назвал конструктами: например, есть конструкты «хороший - плохой». Суть выбора, по Келли, состоит в выборе из двух вариантов или то, или другое. А смысл идентичен и связан с эмоциями, потребностями, целями и психическими функциями, лежащими в основе творчества, будь это наука или искусство. Формирование информационно-смысловых структур в когнтивной теории можно изобразить по схеме (рисунок 4). Первую информационно-смысловую структуру, находящуюся в поле сознания обозначим через ИСС1; она состоит из четырех понятий и пяти связей. Две другие информационно-смысловые структуры ИСС2, ИСС3 находятся в бессознательном. В структурах ИСС2 и ИСС3 не все элементы связаны между собой. Между сознанием и бессознательным осуществляется обмен с помощью трансцендентной психической функции. Трансцендентная психическая функция представляет своеобразный канал связи или, другими словами, «информационный интерфейс».
Для Г. Селье рассмотрение смысла было лишь смежной сферой эго работы. Он разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего адаптационного синдрома, который представляет собой совокупность нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организмов для адаптации в трудных условиях.
Графическое изображение развития информационно-смысловых структур в когнитивной теории.
Стадии стресса, как пишет Г.Селье, свойственны и любому адаптационному процессу. В частности, они включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации).
Именно смысл, выступая мотивом, помогает человеку адаптироваться, а смыслоутратность вызывает дезадаптацию. Адаптация - одновременный процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и средой, то есть работы личности, в результате которой образуется смысл.
По В. Франклу смысл - основа существования индивида и личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет «экзистенциальным вакуумом». Это глубинное чувство характеризуется ощущением утраты смысла, соединенного с ощущением пустоты. Человек стремится к обретению смысла жизни. Если же это стремление остается нереализованным, то индивид попадает во фрустрацию или экзистенциальный вакуум. Итак, смысл в данной теории, в отличие от других, не субъективен, он зависит от индивидуальных черт личности, и от того в какой жизненной ситуации находится личность. Здесь необходимо отметить, что не человек ставит вопрос о смысле, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится отвечать на него - не словами, а действиями. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире. Обнаружение смысла - не есть результат логической операции. Его обретение скорее похоже на восприятие гештальта - целостного образа, который мы внезапно находим. Смысл вдруг открывается человеку на фоне действительности.
По Франклу, человек не оторван от общества и культуры, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые функционируют в культуре. Человеку присуща «трансценденция» за пределы самого себя - выход к человечеству в целом, так и к отдельным его представителям, где он и находит многообразие смыслов. В то же время, смысл связан с личным выбором, который производит человек, он результат свободного волеизъявления, волевого акта. По мнению Франкла, смысл жизни можно представить в виде триады, которую составляют ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Ценности - смысловые универсалии, выкристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций. Ценности позволяют обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Согласно теории М.Ш. Магомед-Эминова трактовка смысла в онтологическом горизонте бытия личности в мире позволяет говорить об аутентичности и неаутентичности смыслов личности. Эта проблема подлинности (а не истинности) смыслов буквально сквозит в рассуждениях многих и многих авторов, и здесь она сформулирована, обозначена ясно и открыто. Аутентичность смыслов личности определяется утверждением, осуществлением (или неосуществлением) смыслов в горизонте фактичности смысла бытия, которое само есть свершающееся конкретное событие бытия в мире. Смысл, связываясь с фактичностью личности, обретает не только темпоральность, конкретность, историчность, но и этико-эстетический горизонт ответственного акта конкретно-исторической работы бытия личности, превращаясь в ответственный смысл личности в бытии в мире и времени (мировремени). Тогда можно даже говорить о единственности сингулярного смысла личности - смысле бытия личности, который личность осуществляет в каждом отдельном смысловом акте, моменте свершающегося события бытия человека. Смысл тогда не совпадает со «значением для меня», а выражается как сквозное смысловое движение - ответственная работа смысла (личности), которая проходит (переход) сквозь все отдельные смысловые осуществления, связывая и размещая их в темпоральном «протяжении» истории смысла. В ответственной работе личности сингулярная личность отвечает на зов бытия и вызов небытия. Если она отвечает на зов бытия, то она отвечает и за бытие (следы бытия - последствия).
Читайте также:
Развитие основных свойств восприятия
В развитии основных форм восприятия наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит рост целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа.
Развитие восприятия происходит особен ...
Готовность студентов к профессиональной деятельности
Известно, что подавляющее большинство выпускников ВУЗов, сталкиваясь с проблемой дальнейшего трудоустройства, испытывают значительные трудности, которые провоцируют развитие личностных кризисов различной тяжести. В этой связи особый интер ...
Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических
расстройств
Необходимость эволюционного (возрастного) рассмотрения личностных нарушений диктовалась всем историческим ходом развития естественно - научных знаний. Влияние идей Ч. Дарвина нашло своё отражение и в психиатрии. Ещё в 1871 г. он отмечал в ...
Навигация сайта